Вестник Мурмана. 1923, № 52 (29 дек.).

6 В Е С Т еще от постройки Мурманки, куда опи была и так уже отправлены за отбытием своего технического срока работы, беспомощно зарывались в сугробы снега, угрожая на крутых поворотах и уклонах побить старые и тря­ сучие вагоны и похоронить вас под ними, можно было видеть, какая серьезная работа предстояла тогда Пра­ влению дороги но приведению ее в должный железно­ дорожный вид. Насколько работа эта представлялась нелегкой, можно было видеть и из того, что не только мертвая природа встречала нас мрачно и неприветливо, по и живые люди, служебный персонал дороги, не всегда стояли на высоте своего положения: в то время, как одни проявляли героические усилия, отдаваясь полностью работе, не спавши по несколько суток, принимая за отсутствием телеграфных лент телеграммы па слух и дежуря в неотопленных помещениях, другие, потеряв чувство гражданского долга, имея полную возможность своевременно как выслать, так и получить разные ма­ териалы, необходимые станциям, предпочитали иногда лучше играть в карты и, часто отсутствуя при проходе поездов, совершали явные преступления... При этом многие служащие производили впечатление людей, точно загнанных в эти суровые места и стремящихся высидеть в этом аду необходимый срок, лишь бы уцелеть к моменту его окончания и улететь обратпо в те края, которые кажутся здесь каким-то раем, какой-то вечно цветущей страной. Вот впечатление, какое осталось у меня от дороги во время моей поездки па Мурман год тому назад. И понятно было, что Правление дороги, энергично вставшее па борьбу как с самой природой, так и со всей царившей на дороге разрухой, сразу же взялось за целый ряд мероприятий, не только в области борьбы со стихией, но и в области исправления необходимых элементов правильного конструирования хозяйства. Оно начинает проводить то, что при его финансовой бедности казалось многим только беспочвенной фанта­ зией или фантазией человека, находящегося в бреду: как, например, освещение всех станций, усиленное испра­ вление пути, искусственных сооружений, установку телеграфа ііодо, устройство жилых помещений, усиле­ ние провозо-способности поездов, организацию дровяпых заготовок с расчетом достаточного количества дров на весь год, уничтожив „районную систему14, а также находившиеся больше в умах тех, кому это было удобно и па-руку, магнитные бури, Правление создает воз­ можность говорить о порто-франко, о нескольких мил­ лионах десятин лесных площадей, которые должны положить начало колонизации края, об усилении паро­ возного парка и о создании своего собственного вагон­ ного, надлежаще трафареченного и освещенного элек­ тричеством. Все это казалось многим сказкой и бесплодными разговорами, так же как и когда Правление пробовало говорить о возможности перевозки через Мурманск импортных и экспортных грузов. И не содействие ви­ дело Правление дороги даже со стороны многих упра­ вленцев в проведении всех этих своих начинаний, а в лучшем случае— безразличие. Только масса, рабочая масса, значительное боль­ шинство агентов низшей квалификации, рабочие от Н И К № 52. станка, находясь в тяжелых условиях труда, понимали своим классовым чутьем, что это есть их дело, их интерес и что надо Правлению притти на помощь. Только опираясь па это доверие, ломая сопроти­ вление отдельных деклассированных элементов и всех тех, кто пытался остановить Правление в его „увлече­ ниях п фантазиях а сам по-прежнему смотрел на дорогу, как на дойную корову, Правление настойчиво шло вперед, осуществляя свою программу по намечен- пому графику из месяца в месяц. Поддержка Центра, Карельской Республики и Об­ ластных организаций давала также молодому Правлению уверенность, что ему удастся справиться со своею задачею. И мне приходилось наблюдать за ходом работы небольшой горсточки людей, бившихся в тисках мпого- гранпости современной жизни, глубоко убежденных, одпако, что линия, взятая ими, правильна, и что дело должно иметь свой конечный успех. Понятпо, когда теперь я вновь выехал вместе с тем же Председателем Правления дороги в декабре того же года на линию, что я спешил задавать себе вопросы: какая же перемена, какая разница, какие итоги в деле выполнения этой программы можно сейчас подвести... Ответ ясен: между Петроградом и Мурманском кур­ сируют скорые поезда, явившиеся той ласточкой, которая связывает отдаленный и дикий край с культурным Центром области и с центром Союза Республик; рабо­ тает без перебоев скородействующий аппарат Бодо и іш можете говорить по прямому проводу с Питером как и;; Сороки, так и из Мурманска; установлены механические средства для борьбы со снежными заносами; „амери­ канки" исчезли и работают нормальные паровозы серии ОВ; значительно пополнен вагопішй нарк и новенькие вагопы ходят с собственными трафаретами Мурманки. освещаясь электричеством; мосты и станции освещены; телеграф снабжен достаточным запасом лент; значи­ тельно ремонтировап путь, мосты н не слышно жалоб па отсутствие материалов; построено много жилых помещений для служащих и думается, что „красные городки *— те старые вагоны, в которых ютились вместо жилищ линейные служащие, скоро будут совершенно сданы на слом. То же и в работе личного состава: упрощенность и и сокращенность аппарата как самого Правления, так и линии; поднятие квалификации состава служащих, со стороны которых наблюдается четкое' знание своего дела проявление интереса, попятие государственной важности работы дороги, правильное н согласованное между собою выполнение одной ее общей задачи; при этом урегули­ рован вопрос с зарплатой и жалованье выдается сотруд­ никам своевременно как в Правлении, так и па линии. Наконец, рекордная по скорости и сохранности по сравнении с довоенным временем перевозка импортных грузов. Сейчас ожидается большое развитие хлебо-экспорта, а весною до трех тысяч стандартов лесо-экспорта. Все это говорит за большую проделанную Правле­ нием в течение года работу, как в улучшении техни- чески-хозяйственного состояния дороги, так и по под­ нятию уровпя развития и д и с ц и н л и е ы служащих. Правда, имеются пока некоторые дефекты на почве бесхозяйственности, недостаточного восприятия новой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz