Вестник Мурмана. 1923, № 52 (29 дек.).

10 В Е С Т Н И К № 52. вызванных в свое время войной. Конечно, для государ­ ственного хозяйства не может быть речи о копкурревцип двух русских портов Мурманска и Архангельска. Для последнего имеется обширный район обслуживания во­ сточных губерний Европейской России Урала и Запади. Сибири, тогда как для Мурманска открываются возмож­ ности обслуживания большей части Европейской России и главным образом ее центральных районов. Поэтому разрешение вопроса лежит не в „перехватек товаров, идущих в Архангельск,—Мурманским портом, а в том. чтобы привлечь внимание русских импортеров и экспор­ теров к Мурманску. Мурманск должен занять то место, которым раньше в России пользовались Виндава, Рига. Ревель и др. То упадочное положение внешней тор­ говли через Мурманский порт, которое здесь наблюда­ лось еще истекшим летом, является укором русскому тор­ говому миру, особенно теперь когда для этой гавани введены дифференциальные пониженные тарифы тамо­ женных ставок, и когда Мурм. ж. д. возбудила хода­ тайство о снижении некоторых провозных тарифов. Предстоящая Мурманская ярмарка в затронутом выше вопросе должна будет сыграть некоторую пемало- важпую роль, ей предстоит сделать в этом направлении почин, так как па этой ярмарке, по леей вероятности, в той или ипой мере будут принимать участие представители тех, соседних с нами иностранных государств, завязать самый тесный товарообмен с которыми—одна из основных наших задач на севере. Весь север Скандинавии и Фин­ ляндии является потребителями значительных количеств хлебних и других продовольственных продуктов. По приблизительным подсчетам сюда ежегодно ввозится около 3-х миллионов пудов хлеба, преимущественно ржи, сравнительно крупные количества соли, сахара и про­ дуктов, из него приготовляемых, масла, предметов фаб­ рично-заводского производства и нр. В настоящее время во всем этом ввозе Россия почти пе участвует, а ведь было время, когда Норвегия вывозила из России главным образом из Архангельска крупные партии муки, на каковой предмет существовал даже особый договор. На ­ сколько важно в свое время для Норвегии было суще­ ствование этого договора, т. е. иными словами получение русского хлеба, показывает следующий факт: во время блокады северных русских берегов англичанами в эпоху Крымской войны, Норвегия исходатайствовала себе со­ ответствующее разрешение на вывоз из Архангельска нужных ей количеств хлеба, согласно договора. Теперь в Северной Скандинавии, по всей вероятности наибольшим распространением пользуются хлебные и другие пищевые продукты заокеанского происхождения, конкурировать с которыми при заачнтелыюсти существующих н России акцизов и налогов на такие продукты, как соль, сахар и др. мы особенно успешно вряд ли сможем. Но если сюда будет обращено должное внимание налогового за­ конодательства страны, то вытеснение с Северо-Нор­ вежского рынка товаров, привозимых сюда нашимя кон- куррентам», товарами русского происхождения будет обеспечено. Соревнование, например, аморпк шского хлеба или сахара с русским хлебом и сахаром в Северной Скандинавии сделается невозможным, если даже произ­ водительная стоимость этих продуктов в России ока­ жется на,, 15 — 20° /о выше, чем в заатлантических странах .'При оценке наших возможностей па Сканди­ навском рынке следует помнить, что один из крупнейших европейских иеревалочников, имевший для Скандинавии главенствующее торговое значение, — Германия, сбита с своего прежнего положения, и в ближайшие годы, а -\ожет быть даже и десятилетия занять его вновь не сможет. А следовательно, русский хлеб, шедший прежде из наших черноморских портов и попадавшей в Швецию и Норвегию через германские руки, теперь может нами непосредствен© доставляться в эти страны, и главным образом в северные их провинции, используя для этого Мурманский порт. Получение норвежских товаров, преимущественно продуктов морского рыболовства, н частности, сельдей, рыбьего жира и т. п., так же имеет огромные преиму­ щества в случае ввоза через Мурманск. Для этого, районом закупок названных товаров должны служить северо-западные районы Норвегии, т. е области, где они непосредственно производятся, например в области островов Лофотеп и Вестераль. В этом случае наши закупки могут иметь два преимущества, во-первых, сельдь, треска, рыбий жир, мука из рыбы, рыбные консервы, рыбий клей и т. д., как п всякие другие продукты, будут стоить гораздо дешевле и качественно окажутся выше, если закупка их произойдет на месте производ­ ства, чем в районах более или менее отдаленных от пего (напр., в Бергене) и при том из вторых или третьих рук. Во-вторых, географическая близость Лофо­ тенских островов и ближайшего к нему рыболовно-про­ мыслового побережья Норвегии, к Мурманску значительно сокращают транспортные расходы вне пределов России. Вопросы товарообмена с Северной Скандинавией для севера России, да и для остальных ее районов, напр., Центрального, Северо-Западного и др. являются насущ­ нейшими торговыми вопросами. Их следовало бы рас­ смотреть в соответствующих государственных органах, дабы принять ряд мер, ведущих к скорейшему положи­ тельному разрешению их. На ближайшей Мурманской ярмарке,, представителям русской внешней торговли, так же необходимо приложить все свои старания к вос­ становлению торговых связей с вышерассмотренными провинциями Скандинавии, а, восстановив, в будущем бдительно следить за развитием их и поддержанием на должной высоте. Если Мурманск распространит русскую торговлю па северные провинции Норвегии и Финляндии, то тем самым будет положено начало укреплению его. как мирового коммерческого порта. Но в этом ему должна помочь государственная и частная русская тор­ говля тем, что предельно возможное количество импортпо- эксиортпых товаров направлять через Мурманский нор1', так ка;: роль его указанной торговлей с Скандинавией даіеко не исчерпывается. 13 основе своей это мировой порт, являющийся и естественно и экономически вполне независимой свободной гаванью, единственной для такой огромной континентальпой страны, как Россия. Отсюда в отношении увеличения его прпемочпо-отиускной емкости и в отношении пропускной способности обслу­ живающей его железнодорожной линии открываются пеогранп чепные возможности. В заключение нам хочется паномпить хозяйствен­ ным организациям страны о тех поощрительных меро

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz