Вестник Мурмана. 1923, № 51 (22 дек.).
8 ВЕСТ земель и вод развивает грузовые потоки, усиливает их нагрузку, содействует подъему лесной промышленности и на ней сел.-хоз. жизни, как быта колониста. Про кладки дорог по колонизационшшу массиву к лесным дачам, лесные мелиорации, речные работы в интересах улучшений сплава лесных материалов и другие задания увязывают население через, мелиорацию в его оседлость. А впереди лежит электрификация обширных про странств Карельско-Мурманского края, когда водяная энергия будет источником движущей силы для лесной промышленности, для лесопильного и бумажного дела, когда вокруг колонизационных поселков возникнут заводы и фабрики, когда местпая жизнь будет связана в зна чительной степени с сельским хозяйством. Залежи торфа— это источник дешевого топлива, это богатое удобритель ное средство к тому же луговодству, на расцвете кото рого мыслится продуктивное животноводство, когда не все рабочие руки будут заняты промышленностью. И на эіом фоне мелиоративное т-во, как земельный кооператив, явится агентом колонизации. Мелиоративное т-во наиболее жизненный и практически необходимый своего рода сел.-хоз. коллектив, где сотрудничество колонистов послужит стимулом к развитию общественной самодеятельности. Практика в Карелии показывает, что этот вид земельного кооператива может иметь для буду щего более широкие перспективы. В этом направлении лежит интересная работа, выявление которой так не разрывно связано с началом сел.*хоз. жизни. Характер ном отличием мелиоративной политика в колонизацион ном деле будет увязка эемельпых мелиораций с лесными, что позволит наиболее продуктивно подойти к вопросу обоснования сельского хозяйства. Увеличение кормовых рессурсов лежит в расшире нии площади луговых земель и в установлении наиболее производительных норм лугового хозяйства. Земельный фонд не сможет удовлетворить при развитии колонизации кормовыми средствами конскую силу и скот с естествен ных сенокосов, которых едва хватает на содержание местного животноводства. и станциях дороги, их сводка, оповещения и предупре ждения составляют последнюю стадию метеорологической деятельности; она можег быть выполняема только в цен трах и на основании синоптических данных, полученных с более или менее обширной территории, подвергавшейся метеорологическим наблюдениям. Успешной обработке ма териалов, полученных с мест, и быстрому оповещению по следних путем периодических, или по мере надобности составляемых сводок, способствует хорошо налаженная связь, телеграфная или при помощи радио. Приказом № I I 636 вполне основательно вся последняя метеорологи ческая работа сосредоточивается в Служб е Связи. Конечно, всем вышесказанным далеко не исчерпывается сумма во просов, связанных с возникновением Мурманской дорожной метеорологической сети, то ж е и с теми задачами, ко торые стоят перед последней. Здесь мы хотели только в самых кратких словах попытаться рассмотреть метеороло гическую деятельность на дороге в связи с хозяйственными и культурными потребностями той Северной области, ко торая входит в сферу обслуживания Мурманской дорогой. А . X I НИК № 51. Из этого перечня задач мелиоративного значения следует, что мелиорация один из рычагов по орга низации сел.-хоз. плацдарма 3). ЗасельщикЙ среди лесных площадей организуют „колонизационное н о ч н и к и ч т о будут новыми дорогами связаны с пристанционными селениями. Так возникнут на подобие „старообрядческих пустынь* повые места заселения. Так пойдет внутрепяя колонизация всего массива. От бараков, от лесных избушек лежат путл к устроению новых деревень, как силовых установок мускульной энергии. При этом часть лесных площадей без ущерба лесному хозяйству, несомненно, войдет в земельный фонд. В задачу землеустройства входит орга низация колонизационных поселков, в первую очередь вдоль железнодорожной магистрали- По этой столбовой дороге колонизационное землеустройство в лето 192В года поставило первые свои вехи, отметив их межевыми зпаками. Такое заселение полосы отчуждений обеспечит возможность быстроты переброски колонизационного элемента, его пролива и отлива, реального „осадка*4 в колонизационных и пристанционных поселках, дабы иметь кадры нового рабочего, близкого к железнодорожнику. Взаимное сотрудничество и общение железнодорожника с повоселом поведет к усвоению начал из сел.-хоз. жизни транспортника. Не лишне остановиться па возможности появления па арене сел.-хоз. жизни в колонизационном массиве эмигранта—в лице земледельца, который при лесных концессиях от временного пребывания перейдет на оседлость. Этот образчик заграничного ведения хозяйства на Севере будет хорошим пропагандистом сел.-хоз. культуры. Такими хозяевами были выходцы из Финляндии, Швеции, Германии и Прибалтики. Да и в этом деле не новичками окажутся те из переселенцев, которые побывали военнопленными за границей. Это даст воз можность наиболее легкого освоения колонистом земель» ного участка, для которого сел.-хозяйство явится увязкою с лесною промышленностью. Можно определенно говорить, что при развитии концессионного дела появятся спе циальные луговые хозяйства в целях обеспечения кор мовыми средствами конской силы и местного скота рабочих поселков. На этот путь в недалеком будущем станет колонизационный аппарат с техническим своим вооружением. Это путь луговодства и животноводства в вопросах земелькой колонизации. Что касается плана агрономических мероприятий, то он должен быть построен с расчетом на оказание наиболее ценной помощи колонизационному хозяйству, особенно необходимой при началах сел.-хоз. деятель ности, а также на обезпечепии дороге хотя бы доли некоторых доходов при развитии и росте местного хозяйства и местной жизни. Ранее уже отмечалось, что основами хозяйства являются животноводство, луговодство и огородничество. Вог на них то й должен будет рас пространяться план агрономической работы. Ясно, что транзиту железнодорожной магистрали может подлежат мясная и молочная продукция, особенно жировая, как наиболее транспортабельная, далее— овощи, привоз ко торых по одной только Октябрьской'жел. дор. за 1 9 2 2 год 1) „Вестник Мурмана“ № 38 , ет. автора „Мелиоративны перспективы и задачи".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz