Вестник Мурмана. 1923, № 49 (8 дек.).

2 В Е С Т Н И К № 49. В первую голову к ответственности тех, =============== ============ кто стремится переложить свою вину на других. вычайных происшествий (крушения, хищения и проч.). И вспоминаются „выступления “ в этих комиссиях раз­ личных Служб. Ах, какие дипломатические топкие и хитрые бывали эти выступления, сколько истинного остроумия и знания дела бывало в этих комиссиях! Вот где проявлялись и план и теми в деле... углубле­ ния истинных причин происшествия в густой тумав неизвестности; спуска подлинных первооснов дела в темную воду противоречий, возражений, оговорок, контр- оговорок и проч. I I пе чудилось ли вам тогда: вот поднимается на упругом хвосте знакомый зверь, ему же имя— „службовая политика"? Кнковы же .должны быть меры борьбы с этим зверем* змеем, у которого, как кажется, иногда вместо одной отрубленной головы выростает несколько новых, а о хвосте и говорить нечего: восстанавливается и отро- стает так же быстро, как оторванный хвост у ящерицы. Мер борьбы было много: приказы, циркуляры, писаные и печатные лозунги, статьи холодные, как лед, и пла­ менные, как топка паровоза при сухом топливе, были и устрашения и „усекновения" и в результате— на­ личие той же службовой политики и необходимость но­ вых скрещений клинков, новых сражений. Мне лично думается (постараюсь доказать, что не без оснований), что спасение от страшного .,чудища" кроется в проведении на дороге тех начал „научной организации труда" (НОТ), о которых так много го­ ворят (и кое где уже делают в последнее время). Мне кажется, что НОТ стремится к такой по­ становке дела, где разрозненность дейсгвпй, отсутствие общего плана, отсутствие строгого учета - контроля, пустые отписки, затг-рянные приказы и неразгруженные работой сотрудники— не должны и не будут иметь места, а значит и службовой политике придется во­ брать в себя головы, иоджать хвост и скромно или со свирепым шипеньем уйти туда, откуда не было и нет возврата. Что такое „Н 0 Т “ ? Слово это звучит совсем как „ноты“ , т. с., как запись на ияти линейках, па пяти параллельных чертах определенного музыкального или вокального произведения. Совпадение это. конечно, слу­ чайно, но оно сразу же поразило меня каким то вну­ тренним и, сказал бы я, глубоким смыслом. В самом деле, нотная запись вполне определенно и законченно говорит о том, что и как и даже в какое время следует сыграть или спеть, на каком инструменте или кайим голосом. Организация на лицо: все объеди­ нено, все приведено в систему, все роли распределены. Задан темп исполпения с мельчайшими деталями, ука­ зано, где усилить звук, где ослабить, где голос должен звучать выше, где ниже. Следуя точно указанным ско­ ростям и на)зам, вы закончите пьесу в определенный срок. Не зря же говорят, что дело сделано „ка к по нотам% т. е. совершенно точно, так. как и следовало его сделать. О чем говорит, что требует „НОТ*:- Он говорит об организации труда, производства и управления на основании научных данных, т. е. на основании суммы знаний, достигнутых систематическими наблюдениями, испытаниями, различными экспериментами (опытами) и практикой в области техники, физиологии, психологии и иных научных дисциплин. .,НОТ“ требует: 1) изучения человека, как машины, и максимально-целесообразного использования трудовых его сил (духовных и физических путем особого отбора, поднятия квалификации, изучения рабочих движений, изучения утомляемости в работе и необходимого отдыха и пр., причем, конечно, должны быть учтены все со­ циальные элементы), 2) макснмалыю-целесообразного использования материалов и механических орудий про­ изводства и приспособлений, т. е. затраты возможно меньшего количества материалов и применения наиболее усовершенствованных орудий и приспособлений для достижения возможно большего количества изделий при наименьшей себестоимости их, оборудование мастерских, складское хозяйство, утилизация подвижного состава, механизация и машинизация большинства работ, выра­ ботка стандартов (образцов) изделий и орудий произ­ водства, выбор места установки мастерской или склада материалов и проч.— псе это составит предмет занятий „Н О Т “ -а и •■{) максимально-целесообразного и рацио* нального построения центрального и местиых аппаратов дороги (Правление, Управление, Отделы, Службы, кон­ торы н проч.), при чем должны быть изучены и проведены в жизнь научные и вполне жилненные методы организации; здесь играют главнейшую роль вопросы администри­ рования, подчинения, сотрудничества, инструктирования, распределения обязанностей, прав и ответственности, вопросы связи, учета работы, контроля и проч. Во всех трех приведенных элементах „Н О Т “ -а, разумеется, должна быть учтена наличная, конкретная обстановка работы, так как то, что хорошо в одном месте и при одних условиях, может оказаться вредным для дела в другом месте и при другой обстановке. Научная организация труда— вещь не новая и в Америке л в некоторых странах Европы (Германия, Англия, Франции) проводится в жизнь уже в течение целого ряда лет и десятилетий. О необходимости введе­ ния ее в пашеіі Республике (а в частности— на нашей дороге) двух мнений быть не может, так как где же и нужна она, главным образом, как пе там, где хозяйство страны находится в периоде возрождения, восстановле­ ния, где имеются еще первобытные орудия производства не только в сельском хозяйстве, где сплошь и ря­ дом под знаком вопроса находятся нормы расхода

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz