Вестник Мурмана. 1923, № 49 (8 дек.).
№ 49. ■ М У Р М А Н А. 17 (Продолжение). Но время прощального обеда одип из вожаков английской депутации обратился к Бебелю со следующим замечанием: „Как вы можете быть социалистами, поело, того, что у вас в Германии сделано д ія рабочего класса"? Одип свидетель говорит, что англичане утвер ждали, что опи были бы довольны, если бы, после большой борьбы в парламенте, им удалось бы достигнуть хоть десятой долитого, что уже давно проведено .вГермании. Я с интересом следил за этим посещением англий ских депутаций, н был удивлен их полным незнанием немецких условий. Еще более меня поразила полная неосведомленность английского правительства явство вавшая из его вопросов, переданных через посольство, в области успехов и развития социальных реформ в Германии. Я расспросил английского посла и заметил, что Англия выступала в 1890 г. на Берлинском со циалистическом конгрессе и, конечно, получила, по крайней мере, через посольство, сведения о происхо дивших но поводу некоторых социалистических меро приятий прениях в рейхстаге. ІІесол ответил: „Он думал то же самое, а потому приказал пересмотреть прежние акты посольства, причем выяснилось, что посольство посылало в Доидон подробные донесения, и что о каж дом более важном периоде развития социальных реформ посылались домой исчерпывающие доклады. Так как они приходили из Германии, их никто не читал, их запи рали просто в шкафы, где они и оставались. Это стыд! У нас не интересуются Германией’* —прибавил англи чанин, пожимая плечами. Ни король, ни парламент не имели времени н же лания заняться поднятием и улучшением быта рабочего класса. „Окружение" Германии для уничтожения ее и особенно германской промышленности, а как следствие этого— и ее рабочего класса, казалось нм гораздо более выгодным и важным делом. К этой британской работе уничтожения Германии примкнули 9 ноября 1918 года и радикальные немецкие лидеры. Во всех, даже самых незначительных, непосред ственно от меня зависящих ведомствах, напрпмер, в упра влении моего дела, в императорском автомобильном клубе и др. я старался проводить социалистическое на чало. Так, из денег, собираемых слугамп за обозрение дворцов, я основал фонд для служащих, который с го дами достиг значительной суммы. Из этого фонда выда вались деньги на лечение, погребение, детское приданое, конфирмацию н оплачивались все подобные расходы слу жащих. Когда я согласился принять под свое покровитель ство вновь учрежденный императорский автомобильный клуб, я принял приглашение на завтрак в его роскош ном, только что отстроенном помещении. Здесь, кроме высшей аристократии, застал я и многих из высшего финансового и промышленного мира. Когда разговор перешел на шофферов, я предложил основать фонд на случай их увечья, болезни или смерти, который пред ставлял бы некоторую гарантию их семьям. Предложе ние было принято очень охотно и присутствующие пожерт вовали достаточное количество денег для его создания. Такой же фонд я учредил позднее в императорском яхт-клубе для капитанов и первых штурманов. Особенно радовало меня создание „Детского убе жища императора Вильгельма", в Альбене, в которое каждое лето до войны посылались на четыре недели дети беднейших берлинских кварталов. Убежище еще и теперь находится под руководством выдающейся началь ницы госпожи Киршнер, дочери прежнего берлинского обербургомиетра, и дало блестящие результаты как в физическом, так и в психическом воспитании детей бер линской бедноты. Изголодавшиеся, бледные, жалкие дети большого города превращались в цветущие жизнера достные маленькие создания, успехами которых я часто имел случай лично любоваться. Я хотел бы здесь сказать, что, несмотря на то, что мой разрыв с Бисмарком произошел на почве рабочего вопроса из-за различных наших принципиальных взгля дов, князь однажды блестяще выказал себя при обстоя тельствах, касавшихся рабочих. Вероятно, при этом случае было затронуто и его национальное чувство, по он сразу признал, что масса стоит перед полной безра ботицей II принял со свойственной ему энергией и авто ритетом решительные меры. Дело было в следующем. Однажды, в 1S86 году, еще принцем, я получил изве стие из Щтетшіа, что громадная верфь „Вулкан за неимением заказов, очутилась перед возможностью ли квидации и несколько тысяч рабочих обречены на без работицу. Это было несчастно и для Шгетина. Только заказ большого корабля мог предотвратить катастрофу. В свое время адмирал Штос, желая но возможности ограничить число заказов в Англии, поручил этой верфи постройку первого немецкого броненосца, освещение которого произошло в 1874 году в день празднования рождения моей матери, на котором я присутствовал. Морское ведомство было настолько довольно работой, что все заказы передало этой верфи. К сожалению, их было слишком мало. Постройку же торговых кораблей наши иромышлеп- никп пе решались передать „Вулкану**, и вот настал момент, когда полезное немецкое сооружение очутилось на краю гибели; предложение Бременскому Ллойду по строить для него пассажирский пароход было отклонено, иод тем предлогом, что в Англии строят лучше. Беда была велика. Я поспешил к кпязю Бисмарку и позна комил его с вышеизложенными обстоятельствами. Полный благородного гнева, с блистающими глазами ударил .он кулаком но столу. „Что?! Эти денежные мешки желают строить свои барки в Англии, а не дома? Это неслы- хано! И при этом пропадает хорошая немецкая верфь? Дьявол их побери!!" Он нозвонил н коротко приказал вошедшему слуге: „Позвать тайного советпика X . из министерства иностранных дел, живо!“ Князь молча за шагал но своему кабинету; через несколько минут во шел X . „Телеграфируйте поверенному в Гамбург: Бре менский Ллойд передал новый заказ на корабль верфи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz