Вестник Мурмана. 1923, № 49 (8 дек.).

В Е С Т Н И К № 49. гам Донецкого залива, закладывалось наше угольное богатство Донбаса. Глубокие разломы до всей линии современной Скан­ динавия и Кольского полуострова дали возможность из глубин вырваться на поверхность г. ьиде вулканов или застыть и глуОнпах - новым изверженным массам (о них речь впереди); ото знаменитые Хибинские и Лоиозеретгие горы, вздымающиеся в центральпой части Лапландии. Потом снова геологическая история сделалась бед­ нею фактами, воды размыкали старые хребты, обнажали глубины, вырывали водоемы для озер и рек, формиро­ вали современный внешний вид Кольского полуострова. Море не валивало больше его поверхности, а те старые осадки, которые - оно раньше отложило, оказались уже смытыми в эту эпоху. Могучий ледник с его покро­ вом льда только докончил это дело разрушения, не прибавив ничего нового в его историю Так подошли мы к современному облику Мурман­ ского края, к его лесам и .тундрам, к болотам с огром­ ными богатствами торфа, к бурно стремящимся рекам— живым источникам белого угля. Только что нарисованная картина дает нам ключ к познанию богатств Мурманского края. Каждое геоло­ гическое явление в прошлом приносило е-вои породы, выбрасывало на поверхность новые металлы, обогащало край какими-либо ископаемыми богатствами. Каждое из перечисленных явлений— теперь, когда они нами изу­ чены, не только выявляло свои ресурсы, но н чисто теоретически подсказывало ученому, чго оно могло при­ нести и чего еще мы можем искать в пределах края. Пойдем-же последовательно по всем этапам прошлого и рассмотрим пх в той постепенности, как они мною от­ мечены выше. В первых породах, слагающих основу всего полу­ острова, в этих твердых гнейсах или полосатых грани­ тах мы встречаемся с рядом ценных полезных иско­ паемых; я пе говорю о них самих, как прекрасном строительном каменном материале, о чем красноречиво свидетельствует прекрасная дамба через Белое море у Кандалакши, нет.— в них есть еще более ценные про­ дукты, а именно железные руды. У мыса Пинагорил через Кольский залив проходит полоса магнитных же­ лезных руд; о ней уже давно догадывались но тому неожиданному отклонению магнитной стрелки паро­ ходов, когда они из Мурманска вы х о д и л и в океан. Сейчас оказалось, что эта целая полоска, которая тя­ нется, вероятно, еще из Норвегии, нересекаег реки, па­ дающие л Ледовитый океан, и где-то теряется в тун­ драх на юг от Териберки. Правда, полоска руды не широка, правда, руда бедная, сильно смешана с кварцем, но зато она лежит на земной поверхности, близко от нее запасы водных сил, как энергия. По своему про­ исхождению она совершенно тождественна с той. которая создала нашумевшую Курскую аномалию, и как та, так и другая руда пока экономически невыгодны, но в бу­ дущем, когда будут истощены мировые запасы руд (а это время не за горами), тогда это будет реальное богатство. Но единственная ли это полоска этих железных руд? Может быть, есть еще другие полосы, более мощ­ ные и более богатые? Кое-что заставляет нас думать, что это именно так. Мы знаем по линии Мурман­ ской жел. дор. между Колой и Имандрой в нескольких пунктах неправильности в магнитной стрелке,— на севере в Моичнтупдре экспедиция Висконта открыла рудные скопления,— все это говорит за то, что гранитогней- совую толщу Мурманского края мы знаем еще очень мало и что в ней вопрос о железе еще не разрешен. Ну, а что же еще мы можем в ней ожидать? Тоже­ ственные толщи гнейсов в Карелии нам подсказывают еще две группы полезных ископаемых: графитовые сланцы и так называемые фальбанды с медью, нике­ лем и золотом. Правда, мы их нигде па территории Кольского полуострова не знаем, но их надо искать, ибо еще много неразведанных в пей богатств таится В новой тедеге по старой кодее. Статья „В чем препятствия?", помещенная в № 40 „Вестника М.урмана“ совершенно основательно ставит этот вопрос. В чем же дело, что при всех очевидных выгодах — даже с точки зрения индивидуального хозяйства, а пе только государственного, направления грузов через Мур­ манский порт и по Мурманской ж. дороге, эти грузы направлялись „старыми путями % минуя новые пути. Тут две основных нричисы российской психологии: нреклонепяе пред авторитетом и— боязнь новизны. Рига, Ревель, Виндава — авторитеты старого вре­ мени; отрешиться от них в пользу только начинающего жить иорта Мурманск и Мурманской ж. дор., люди ни­ как не могут. Вам говорят, вам доказывают, что и Мурманский порт и дорога великолепно справляются с перевозками, а вы твердите свое: „где ж им!“ . Эту черту еще Тургенев подметил в рассказе „Касьян с красивой мечи“ . На вопрос Ерофею—точно ли лечит Касьян? Ерофей отвечал: — * Какое лечит?.. Ну, где ему! Таковский он человек! Меня, одпако, от золотухи вылечил... Где ему! Глупый человек, как есть". Эта черта сказывается и по отношению к Мурман­ скому пути: „Н у , где ему“ . Однако, грузы перевез и быстро и в сохранности, но люди твердят свое. Такое отношение все еще наблюдается и к малень­ ким людям. Хоть гору свороти, а все будут говорить: ягде ж ему!*. Эту психологию мы, несмотря на революцию) долго не изживем. Мы никак не можем самостоятельно оценить ни факта, ни работы безымянной: авторов подай, тогда уже мы судим в зависимости от авторитета лиц, хотя не всегда это и замечаем. Эта черта красной питью проходит в нашей дей­ ствительности вообще и по отношению к рассматривае­ мому случаю в частности. Всякие новые пути, как и в свое время постройка железных дорог, в большинстве общества возбуждают сомнения и, пожалуй, страхи. Ледовитый океан! И людскому воображению уж

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz