Вестник Мурмана. 1923, № 48 (1 дек.).

№ 48. М У Р М А Н А. 3 При возможности доставки из отдаленных окраин страны к крупных центрам продуктов сельского хозяй­ ства в замороженном, охлажденном, консервированном или свежем виде нет надобности в устройстве боен в городах. Не загрязняются таким обраіюм крупные центры, а отбросы на^ местах утилизируются в свою очередь, путем устройства мыловарения, шерстобитеи, салотопен­ ных, кожевенных, альбуминных, клееваренных и т. д. * заводов. Но железным дорогам не тянутся целые поезда живого скота, гусей и т. д. и скот по теряет в весе; при этом сокращаются накладные на продукты расходы, так как в вагоне-леднике можпо провезти 6 0 0 — 8 0 0 п. мяса, тогда как в тот же вагон можпо поместить 12 го­ лов скота (около 150 п.). Таким образом, искусственный холод создает круп­ ный переворот и способствует процветанию сельского хозяйства. Для России, с ее несравнимыми пи с одной другой страной пространствами,- широкое применение холодного транспорта может иметь громадное значение, по пока оно у нас в состоянии развития. Для Мурманско-Карельского края, с его богатствами и единственными по обилию рыбо-зверипыми промыслами, оленеводством и предстоящим, в связи с колонизацией, развитием сельского хозяйства, применение искусствен­ ного холода крайне необходимо, а правильная эксплоа- тация рыбных промыслов без холодильных оборудований совершенно невозможна. При помощи холодного транспорта в край должны поступать продукты юга, и взамен, направляться продукты рыбо-звериного промыслов, не говоря уже об пішортно- экспортных операциях. И если дорога призвана быть базой для развития края, то холодный транспорт является одним из звеньев, способствующих широкому развитию и процветанию его промышленности. Несмотря на незначительность перевозок в данное время, не только холодильных, по и других по дороге грузов, Холодильный Отдел Управления дороги, имея в виду предстоящее краю будущее в общегосударственной и мировой торговле, через порт, и торговли местной, постепенно подготовляет дорогу к той огромной задаче в области холодильных перевозок, которая ей предстоит. В сознании важности предстоящей работы, Отдел в самом начале своей деятельности наметил нлан с под­ разделением па очереди, который неуклонно и методично, не смотря па все встреченные затруднения и препятствия, проводит в исполнение. Первыми шагами при учреждении Отдела в пачале 1021 г., должны были явиться орга­ низация надзора за перевозками и обследование района дороги в отношении постановки рибного и звериного промыслов, упаковки продуктов, определения пунктов льдоспабжепия и пр. На предшествующий опыт опереться нельзя, так как до 1921 г. на дороге никаких холо­ дильных перевозок не было; между тем, Мурманоблаеть- рыбой была сделапа дороге заявка на перевозку летом и осенью до 5 .0 0 0 тонн рыбных грузов (цифра по тому времени круиная). Наскоро были оборудованы временные помещепия для хранения льда, выписан из Москвы ледоделательный - завод, устроены временные эстокады и журавли для разгрузки вагоиов-ледпиков, заготовлена соль и увры- вочпые материалы, принят приписанный к дороге Центром парк вагонов-ледников и, таким образом, скромными, правда, средствами и наскоро, по дорога привела себя в готовность выполнить сделанное ей задание. В резуль­ тате —перевозка была выполнена без задержек; нареканий или указаний на дефекты пи от учреждений, пи от лиц не поступало. В то же время Отдел стремился привлечь внимание общества и правительственных сфер к Мурманскому краю, в частности— к его рыбным промыслам. С этой целыо для поездки на дорогу был приглашен специаль­ ный корреспондент— Член Коллегии Петроградских газет тов. Раппопорт. Соответствующие статьи помещались в „Правде", „Красной Газете'1, известиях „ВЦЙК ", „Транспортнике^ и пр. ІІа пунктах дороги был я прочтены лекции по холо­ дильному делу; одна из них была прочтена перед делегатами Мурманского Губернского Съезда Советов. По выполнении заявки Мурманоблаетьрыбы в 1821 г., зимой 1 9 2 1 / 2 2 г. Отдел занялся подготовкой к пере­ возке в следующем: сезоне повой заявки этого учрежде­ ния в увеличенном объеме, именно - - до 8 . 2 5 0 т о н е в то же время года. Льда было заготовлено свыше о 0 0 куб. с., распределенных на о пунктов, приобретена в Архангельской губ. (ст. Обазерская) солома в кол. 5 0 топи, заготовлены на местах опилки. Эта работа происходила при неблагоприятных об­ стоятельствах, военных действиях на Карельском фронте, при неизбежных осложнениях работы в связи с пере­ ходом Отдела из Службы Экснлоатации в Экономическую Службу и обратно. Тем пе менее, одновременно Огдел работал над организацией опытной перевозки свежей рыбы во льду, непосредственно после улова, с Мурман­ ских промыслов в Петроград, для ознакомления с про­ дуктом массового потребления, могущим добываться в неограниченном количестве, столичного рынка, торгово- промышленных, финансовых и правительственных учре­ ждений. Отделу удалось заинтересовать в этом опыте некоторые учреждения, и привлечь их к участию день­ гами; так, напр., Управление объединенных городских станций Петроградского узла отпустило па опыт около 1 7 2 миллиардов рублей. В мае была снаряжена и отправлена особая экспе­ диция, которая, вернувшись в шопе, доставила на Ч е р ­ ниговский холодильник в Петрограде транспорт свежей рыбы с Мурманских промыслов, добытой с большими трениями от Управления Областьрыбы. 21-го июня на холодильник прибыли специалисты рыбного дела— про­ фессора Книпович, Саткевич, Беляев и др., предста­ вители ОКГІ, Николаевской и Северо-Западных дорог, Окружного ЭКОСО, Торговой Палаты, Главрыбы, мест­ ной печати и Управления Мурманской железной дороги в лице старших агентов дороги, а всего около СО чел. Впервые представители увидели в Петрограде Мурман­ скую рыбу в свежем виде, которая пе имела ничего общего с соленой или вяленой треской пизшего качества, крайне скверной и ныпе заготовляемой п а про­ мыслах. Перевозка производилась по примеру нрежпих опыт­ ных перевозок этого рода бывшего Министерства Путей Сообщения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz