Вестник Мурмана. 1923, № 48 (1 дек.).

ГІ1»Г|-П«|«|1¥ІЛ'-Л^И->Г||І< |І>>Ѵ1*И-||П Г >^І«>1Й Л ^ А И ^ |Г»*ЧП|Г|0<%П<Г ГЦП tT -I ^ W l ^ T ^ r t if T K ll W W i r ^ l ^ l Г .ж и ^ ііргігггіппід^ т іг і^ ф і- іііт п ^ пщ n . l'.^ r ^ r і'ПгГ>1~тѵ ’Гг*Г--Т- 2 В Е С Т Н И К № 48. Хо/іодидьное дедо на Мурманской жедезной дороге. Управлению Мурманской железной дороги за кол­ лекцию графйков и плакатов, на Всесоюзной Сельско­ хозяйственной выставке показывающую развитие холо­ дильного дела в применении к Мурманскому рыбному промыслу выдан особый диплом признательности. Коллекция плакатов и графиков и материалы к ним подобраны Холодильной Частью Службы Эксплоатацан и представляет: 1) сравнительная таблица перевозок рыбы но М ур ­ манской ж. дор. за 1 9 2 1 , 19 2 2 и половину 1 9 2 3 г. (изображены вагоны-ледники разной величины и графики к пии с указанием перевозок по месяцам и сортам); 2) распределение Мурманской рыбы по СССР и за границу за те же годы (художественная карта СССР с мурманскими рыбными промыслами, где изображены два помора, рассыпающие потоками по дорогам сети рыбу в Москву, Вологду, Вятку, Пермь, Петроград, Яро ­ славль, Кострому, Киев, Гомель, Новгород и т. д.; здесь же пароходы разной величины увозят мурманскую рыбу за границу), и 3) пункты подвоза рыбы к ст. Мурманской же­ лезной дороги за 19 2 1 , 1 9 2 2 и половину 19 2 3 года (художественная карта Мурманской жел. дор. с пока­ занием станции подвоза и график подвоза рыбы по сортам, к отдельным станциям Мурманску, Кандалакше, Жемчужной, Сороке, Петрозаводск, Л. Полю и т. д.). Выделение этих экспонатов из многих тысяч других на выставке указывает на внимание к Мурманскому краю, в частное; и к рыбным промыслам и целесообраз­ ность перевозок при посредстве холодного транспорта, па оригинальность, художественность выполнения их и правильное понимание задач выставки. В связи с столь лестной для дороги наградой, вы­ деляющей ее из ряда других дорог, уместно изложить некоторые соображения о холодильных перевозках на Мурманской жел. дор. Оборудование Мурманского направления холодиль­ ными” устройствами предусматривалось еще строителями дор' ги при самой постройке ее. В очерке постройки дороги и описании ее района (издание Управления работ) в гл. IV стр. 119 — 128 указывается ожидаемая работа по транспортированию рыбных грузов с применением искусственного холода и намечаются некоторые устройства для развития мурман­ ских рыбных промыслов. В книге „Вторые Дарданеллы" (А. М. Арнольдов, Петроград, 1922 г.) среди мер по развитию Мурман­ ской дороги, края и порта также отмечена будущая важность работ холодильпого транспорта. На съездах но холодилному делу на путях сообще­ ния в конце 1921 г. и в пачале 19 2 2 г. в Москве по докладу Начальника Холодильного Отдела дороги оборудование Мурманского направления холодильными устройствами признано работой срочной (см. отчет сіезда). Вовлечение же Мурманского края, благодаря дороге, в промышленную жизнь страны, а дороги, благодаря порту, в мировую торговлю, ставит теперь лее на видное место вопрос о перевозках с применением искусствен­ ного охлаждения. Холодильные перевозки во всех почти странах з а ­ пада выражаются в громадных цифрах но весу и р а с ­ стоянию; искусственный холод представляет крупную отрасль промышленности и отпускается, к а к тепловая или электрическая энергия из центральных холодиль­ ных станций к потребителям через специальные трубы: в театры, клубы, рестораны, рынки, школы, и т. д.; факт этот указывает на обширное применение искус­ ственного холода, которое заставляет как бы исчезнуть расстояние. При низкой тимпературе и особенно в заморожен­ ном виде скоропортящиеся продукты с успехом доста­ вляются и через океаны и через целые континенты. Лондонское население питается бараниной и мясом из Австралии и -Аргентины; Америка шлет свои'фрукты в Лондон; Сибирское и Австралийское масло поступают туда же; Амурская лососина (кета) и кетовая икра кружным морским путем доставляются в Ригу, Гамбург, проходя более 2 0 .0 0 0 клм. и т. д. Другое превращение в области торговли пищевыми продуктами, внесенное широким применением искус­ ственного холода и холодного транспорта, заключаются в том, что цены на продукты в различные сезоны года уравнялись: пет более громадных скачков в цепах па один и тот ate продукт в зависимости от погоды, почему и вся торговля может производиться более правильно. Доставка пищевых продуктов из отдаленных мест, где они дешевы, сильно влияет па понижение цеп. В Европе и С.-А. Соединенных Штатах трудно найти продукт первой необходимости, который бы не прошел через холодный склад. Точно также трудно найти скоропортящийся груз, который не был бы доставлен по железной дороге в спе­ циальных вагонах рефригираторах или вентиляторах. Все предметы ежедневного потребления, как - то: молоко, яйца, масло, мясо, овощи, ежедневно тянутся с больших расстояний, доходящих для некоторых из них до тысяч миль, к большим городам, и во всех слу­ чаях перевозка неизменно производится в вагонах- рефригираторах. * Для скотоводства и сельского хозяйства наличие искусственного холода дает уверенность в сохранности и сбыте продуктов, а потому служит двигателем к раз­ витию скотоводства, продуктов огородничества, масло­ делия, сыроварения, садоводства и т. д.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz