Вестник Мурмана. 1923, № 48 (1 дек.).

К АЖДЫЙ М У РМАН ЕЦ Д О Я Ш Е З Н ВНЕСТИСМИ ЛЕПТУ ПОМОЩИГЕРМАНСКИ! РАБОЧИМ! большей мере благоприятствующие развитию здесь горно­ заводской и металлургической промышленности. Правда, редкое население края, недостаточное обеспечение тер ­ ритории наземными путями сообщений—железными и грунтовыми дорогами, являются некоторым препятствием к быстрому развитию всякой промышленности, в том числе, конечно, и металлургической. Но возникновение дорожной сети грунтовой и железной вполне возможно в любое время, для этого необходимым является только уверенность в полезности их проведения и наличие ма­ териальных средств. Следовательно, одновременно с тем, как будет принято определенное, основанное на знании края и мощности его естественных богатств, строго учтен­ ных и метрически выраженных, решение приступить к промышленному использованию их государством или достаточно обеспеченными частными объединениями, в это же самое время возможно будет приступить к особо интенсивной пос гройке подъездных железнодорожных путей и грунтовых дорог, конечно, это ни в какой мере не исключает возможности заблаговременной постройки путей любого типа. Естественно, что территория, изоли­ рованная и лишенная обмена с областями интенсивной хозяйственной жизни, как бы она пи была богата отдель­ ными продуктами, в пашу экономическую эпоху, будет обречена на жалкое существование. Это особенно относится к Сев. Карелии, лишенной собственного хлеба и других земледельческих продуктов, имеющих жизненное значение. Пути сообщения необхо­ димы для промышленного развития края. В то же время мы знаем, что ни одна территория, заключающая в себе природные богатства, до начала эксплоатации последних не обладала железными дорогами, благо­ устроенными водными цутями; пути сообщения разви^ вались одновременно с развитием использующей есте­ ственные богатства деятельности человека. Даже в т а ­ ких областях как Урал, Донецкий бассейн, их сравни­ тельно густые железнодорожные сети возникли посте­ пенно и только после того, как было нрястунлепо к эксплоатации их недр. Рабочее население в Олонецком крае можег быть легко получено из соседних северных п западных про­ винций России. Для промышленных занятий сделать это гораздо легче, чем для занятий земледельческих. Начало промышленной деятельности здесь и будет р е ­ альным началом массовой колонизации. Рабочее насе­ ление с гораздо большей охотой двинется сюда, даже из городов страны, если ему будет предоставлено опре­ деленное занятие, обеспечивающее его существование. Отсюда вытекает необходимость достаточно интенсив­ ного подвоза товаров и продуктов потребления в буду­ щие промышленные районы Карелии, ибо прежде, чем стать провинцией производящей, она должпа пройти стадию усиленного потребления, характеризующую вся­ кий организационно-строительный период. Горно-металлургическая промышленность Карелии должна будет развиваться в тесной связи с промышлен­ ностью лесной деревообрабатывающей, а обе они могут успешно развиваться и шириться лишь при условии возникновения и систематического численного увеличе­ ния гидроэлектрических установок. Основою местной промышленности в этой части России неизбежно и во многих отношениях является вода; опа служит путями сообщения, является образователем и аккумулятором железных руд края, она же будет призвана обслужи­ вать его промышленность двигательной, тепловой и, по всей вероятности, химической энергией. В этом будет оправдание свидетельства мудрого героя Калевалы, старого, верного Вейнемейнепа о воде: Старший брат—вода на свете. Таким образом, промышленное развитие края пойдет путями концентрации предприятий и комбинированного производства. В местах, которые будут определены спе­ циальными изыскательными и строительными партиями, в первую голову следует приступить к постройке чугуно­ плавильных заводов, конечно, соответствующего усовер­ шенствованного типа, рассчитанных на работу частью древесным углем, частью электрической энергией, одно­ временно с этим, соображения промышленной экономии и целесообразности вызовут необходимость сооружения гидроэлектрических станции предельно возможной мощ­ ности и подъездных путей. II если не тотчас же. то при первой возможности придется приступить к обору­ дованию углевыжигательных на основе рациональной сухой перегонки заводов, так же оборудованных апп а ­ ратами наиболее усовершенствованных конструкций. В то же время, используя двигательную силу рек и энер­ гию электрических станций, не менее важно создание механической обработки дерева (лесоп. производство) и бумажно-массового производства. Последние откроют новую эрѵ в лесопромышленности края. Такал схема, пожалуй звучит утопией, по утопичность ее остается таковой лишь до тех нор, пока пет строго промышлен­ ных начинаний в этой области. Кигда нет обладающих капиталами и инициативой учреждений, пока государство пе желает или не имеет возможности приступить к ипдустрированию некоторых частей Карелии, до тех пор всякое рассуждение о воз­ рождении кр а я !і об использовании его естественно производственных сил будет несбыточной мечтой и тем более смешной, чем отчетливее будут обрисованы его богатства. Получепие железных рѵд и заводское их использо­ вание в Олоиии издавна является предметом обсужде­ ния и разногласий. Двухсотлетняя история горного дела здесь полна сбивчивых и нередко противоречивых показаний и суждений о размерах рудных запасов, о их ценности и промышленном значении. Первые иссле­ дователи рудных месторождений края, главным образом,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz