Вестник Мурмана. 1923, № 47 (24 нояб.).
Пролетарии всех стран, соединяйтесь / Ж Ц е н а в П е т р о г р а д е : Отдельный номер 4 0 к. П о дпи с ка: На 1 месяц 3 р. 5 0 к. „ 3 „ 4 „ - „ Ц е н а о б ъ я в л е н и й : З а і страницу . БѲ р. - 1 ‘2 „ . ЗЭ „ .. */* . . 2 0 , Об утере документа £5 к. В червонных рублях по курсу дня уплаты. МУРМАНА КОЙМ. I I ж~ РЕДАКЦИЯ И КОНТОРА: Петроград. Правление Мурманской ж. д Лиговская ул., Телефоны: через коммутатор Мурманской ж. д.. № 94. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ; 1) Петроград. Проспект 25-го, Октября № 88 Коммерческое 2) Москва. Верхние Торговые Ряды (Средний Ряд) № 173 3) Петрозаводск. Карполитпросвет. % № Ц е н а вне П е т р о г р а д а : ( н а н о я б р ь ). Отдельный номер 2 0 0 р П о д п и с к а : На 1 месяц . SCO р. „ 3 „ . 2 . S G 9 р. Ц е н а о б ъ я в л е н и й : За 1 стран, ЯБиѲОЕЭ р. „ '/а „ « 3 . 0 0 0 „ , \ Н „ 7 . 0 Ов „ j Об утере документа 7 5 р. $ В дензнаках 1923 года, Ж ______L.________ ~ К № 44, 1-ый подъезд, 3-й этаж, комн. № 13. Агентство Мурманской жел. дор. Коммерческое Агентство Мурманской жел. дор. т 47. 24-го ноября 1923 г. т 47. Вторая Северная ярмарка. Наступает зимний период— и перед пали встает очередной вопрос об организации ярмарки на далеком Мурмане. Являясь жизненным первом всего Северного Края, Мурманская ж. д. призвана играть в подобных начинаниях решающую роль, если не главного органи затора, то во всяком случае наиболее активного участника и вдохновителя. В текущем сезоне дорога может выступить при решении данного вопроса умудренная опытом прошло годней ярмарки в г. Мурманске, учитывая все дефекты прошлого и действуя в направлении дальнейшего р а з вития зародышей, обнаружившихся в этом деле здоро вых жизненных начал. Ярмарку, как одну из форм взаимного общения между группами разрозненного населения края, как из давна практиковавшийся способ обмена продуктами про- изводстЕа отдельных хозяйственных единиц, следует, в обстановке дикого Севера, рассматривать не только с точки зрения непосредственных коммерческих выгод и величины предполагаемых оборотов, но также и в качестве агитационно-культурного начинания, одной из мер разбудить спящую ледяную пустыню, лучем про жектора осветить полярную ночь. Распыленное по хо- іодной пустыне Севера население края нужно объеди нить вокруг каких-то культурных ценностей, близких ему и понятных; нужно спаять его идеей, доступной низкому уровню сознания ижемца, лопаря и самоеда. Таковой является идея получения непосредственно ощу тимых материальных ценностей, применимых в хозяй ственном быту туземца и влияющих на успешность производства, при организации и улучшении его искон- них промыслов. Под влиянием тяжелой борьбы за суще ствование и постоянной давящей нужды, среди пустыни, безлюдья и холода, туземец пе так ярко реагирует па явления окружающей жизни, не так болезненно чутко их воспринимает; и то, что для нас являетсн сильным возбудителем, то для него проходит едва заметным слу чайным эпизодом его унылой жизни. Если мы эти соображения признаем правильными, то и конкректное решение вопроса о предстоящей ярмарке следует проводить, применяясь к индивидуаль ным особенностям всего социального уклада жизни се верного жителя, учитывая его насущные потребности и интересы, переносясь мысленно в родственный ему и чуждый нам— людям сравнительно высокой культуры— мир представлений. Колонизуя Север и вызывая его к новой жизни на арену мировой борьбы за культурные блага человечества, мы невольно сталкиваемся здесь не только с объективными препятствиями природных, гео графических и климатических условий, но также и с чисто субъективными моментами, связанными с психо логией туземных жителей Севера, разрозненных и не культурных, косных и угрюмых, как сама окружающая природа. К пробуждающемуся для новой жизни полудикому туземцу Севера нужно подходить с особой осторож ностью и, нарушая его вековечный сон, нельзя на сильственно вторгаться в мир привычных ему понятий, образов и навыков. Успех работы здесь более, чем где бы то ни было, зависит от правильно избранного ме тода, от эластичного, тщательно продуманного и все сторонне обоснованного воздействия. Если мы хотим заинтересовать, привлечь к себе местное население и, объединив ;его, приобщить к обще культурной жизни государства, мы должны прежде всего понять его психологию и для этого— на мгновенье от решиться от своих предвзятых продуманных теорий и стать на точку зрения аборигена Севера, который боль шую часть жизни проводит в суровой борьбе за суще ствование с неумолимой стихией холода. Нужно по пытаться его глазами посмотреть па те культурные цен ности, которые для нас являются непременными усло виями быта и которые мы несем в его среду, как нечто неоспоримое и само собою понятное. Вторгаясь в зам кнутый и бедный по содержанию мир психических переживаний туземного жителя северной окраины, мы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz