Вестник Мурмана. 1923, № 46 (17 нояб.).

№ 46. М У Р М А Н А. Как во всех отраслях народно-хозяйственной жизни зады, крупный рост ее внешней торговли начался к 20 столетии. З а время с 1 9 0 0 — 1 9 1 3 года она воз­ росла в 3 'і раза по ввозу и почти в 8 раза по вы­ возу. Сильное возростание ввоза и вывоза идет также и в;» время войны; к сожалению, рост цен не позволяет судить о том. насколько рост ценности вывоза и ввоза соответствует реальному возростанию внешней торговли Канады. Что же касается вывоза, то в росте общей ценности его несомненно сказывается по только рост цен, но и изменение его характера (не касаясь вопроса о росте его количества, который также имел место по целому ряду товаров). Вывоз из Канады составлял сле­ дующие суммы іі миллионах долларов по роду вывозимых товаров. 1913—14. 1918 -1 9 . Продукты горного д е л а - ..................... Г>9 77 „ рыболове т в ц .............................. Лесные м а т е р и а лы ....................................... 'M !( 1.S Животные и их п р о д у і л ы ..................... 53 197 Продукты земледелия. . . 198 270 Промышленные изделия................................... О! <101 Р а з н ы е ................................................................ 1 <; Соответственно росту своей промышленности Канада начинает вывозить главную массу своих продуктов в обработанном виде. Что касается направления внешней торговли Канады, то главную роль в пей играют Соединенные Штаты и Соединенное Королевство: на них приходилось в 1 9 2 0 — 1921 году 7 7 ° / 0 вывоза и 8 6 . 4 % ввоза. По ввозу в Канаду главную роль играют Соединенные Штаты (69 ,1 ), откуда Канада получает преимущественно ра з­ личного рода изделия и полуфабрикаты; по вывозу из Канады главное значение имеет Соединенное Королев­ ство, куда Канада направляет, главным образом, сырье и продукты питания. Деятельность {Іетроградско-гурманского Отделения Государственного Колонизационного Института за 1922—1923год. Деятельность Петроградско-Мурманского Отделения Государственного Колонизационного Института в 19 2 2 году (Отделение открыто в сентябре 1922 года) и в 19 2 8 году состояло главным образом в обсуждении докладов, ко­ торые делались на пленарных заседаниях Отделения его действительными членами и сотрудниками. Характер докладов двоякий: одни из них имели целью осветить чисто практические задачи и мероприя­ тия по колонизации района деятельности Отделения, другие отмечены более общим уклоном в принципиаль­ ную, методологическую или осведомительную сторону. К первой категории докладов относятся следующие: „Железнодорожная колонизация Олонецко-Мурмапского к р а я "— (Ю. II. Иорданского 13 ноября 1922 года); „ Культурно-колонизационные перспективы в районе Мур­ манской железной дороги" (Н. Н. Белявского 11 де­ кабря 19 2 2 года); „О быте железнодорожного населе­ ния в среднем районе Мурманской железной дороги" (И. И. Раевского 15 января 1923 года); ,.Северная Карелия и Поморье“ (Ф. И. Белявского— 15 января 1923 г.); .Терский берег Кольского полуострова* (И. Б. Померанцева 12 февраля 1923 года). Ко второй категории нужно отнести доклады: ..Ме­ тоды промышленной колонизации Севера" (II. М. Баев­ ского 23 октября 19 2 3 года); „Пионерные железно­ дорожные линии в деле колонизации“ (Г. Ф. Чиркина 25 декабря 1922 года); „Кападизация железных дорог в современных русских условиях* (А. И. Тарновского 25 декабря 1 9 2 2 г.); „Колонизация Севера в условиях совремепнного земельного законодательства “ (И. Я . Овчин­ никова 29 января 19 2 3 года);1 „Лесные концесси и ко­ лонизация на Севере Европейской России“ (П. М. Баев­ ского 13 марта 1 9 2 3 г.); „Резервы рабочей силы для колонизации Севера" (Н. Я. Овчинникова 26 марта 1923 года); „Колонизация Канады" (Г. А. Мебус 23 апреля 1 9 2 3 года); „Работы Северной Колониза­ ционной Экспедиции ио обследованию Севера Европей ­ ской России" (II. Я. Овчинникова 5 ноября 1 9 2 3 г.). В докладе К>. П. Иорданского рассмотрен вопрос о необходимости колонизации Мурманске - Олонецкого края с экономической и политической точки зрения и установлено, что при современном недостатке государ­ ственных средств и отсутствии специальных государ­ ственных колонизационных аппаратов единственно воз­ можным и целесообразным способом осуществить коло­ низационную работу в крае может быть привлечение к этой работе органов Мурманской жел. дороги с предо­ ставлением ей достаточной территории, от использова­ ния которой дорога будет получать и средства на коло­ низационные мероприятия, не прибегая к государствен­ ным денежным кредитам. В докладе II. И .ѵБелявского приведена попытка осве­ тить колонизационные и производственные перспективы прорезанного Мурманской железной дорогой района. Оперируя с данными, которые были получены обследо­ вательскими группами Мурманской жел. дороги, доклад­ чик приходит к выводу, что как ни суров край и как ни тяжелы в нем условия быта,— все же при надлежаще направленной работе и край может повысить свою п р о ­ дукцию путем развития промышленности и отчасти с е л ь ­ ского хозяйства, и условия быта при внесении и край культурной струи могут улучшиться. Два доклада— Н. И. Раевского и Ф. И. Белявского развивают эту же тему, причем в первом же из докла­ дов приводится материал, свидетельствующий, что даже те, очень небольшие пока мероприятия, направленные к улучшению быта и хозяйственному устройству железно­ дорожных служащих и рабочих, обеспечивают им не только лучшее личное существование, но и делают из них вообще более устойчивый хозяйственный элемент. Хотя это обстоятельство иногда отвлекает устраиваю­ щихся таким образом железнодорожников от техниче

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz