Вестник Мурмана. 1923, № 46 (17 нояб.).

В Е С Т что по данным анкеты 1 9 0 8 года сумма производства русской фабрично-заводской промышленности составляла около 4Ѵ2 миллиардов рублей, 2 1/ 4 миллиардов долла­ ров лишь немногим больше Канадской в 1 9 1 7 году *). В настоящее же время русская промышленность, безусловно; уступает канадской по ценности производимых продуктов. И по ценности добычи полезных ископаемых Россия в настоящее время уступает Канаде. Ценность продуктов горной промышленности, в мил­ лионах долларов. Г О Д ы . Канада. Россия. 1900 ....................................... 64 167 19 1 0 ....................................... 107 235 1920 ....................................... 228 87 З а 20 лет ценность продуктов горной промышлен­ ности в Канаде возросла в ВѴ2 раза и почти сравня­ лась с суммой производства горной промышленности России до войны. В настоящее в р ем я ' Канада вовсе не является чисто сельско-хозяйственвой страной, как это часто думают; Канада есть страна аграрно-индустриальная такого же типа, как Соединенные Штаты. Это доказывают данные о распределении ее национального дохода. Нижеследую­ щие отрасли народного хозяйства давали в миллионах долларов. В 1901 г. О- В1918-1920гг.2}. Сельское хозяйство ................. . . 393 1.9763) Горная промышленность...................... 48 2284) Лесное д е л о ............................................... 51 1904) Рыболовс т в о. . . . . . . . . . . . 20 48‘) Обрабатывающая промышленность. 481 3.4585) По ценности производимых продуктов темп развития канадской промышленности был быстрее, чем темп раз­ вития сельского хозяйства. Ценность производства про­ мышленности за 20 лет возросла примерно в 7 раз, ценность продуктов сельского хозяйства— в пять раз. Но и в начале 2 0 столетия и, в особенности, в н а ­ стоящее время промышленность Канады дает большую долю национального дохода, чем сельское хозяйство ее. Правда, нужно принять во внимание, что около У3 цен­ ности обрабатывающей промышленности Капады дает переработка сельско-хозяйственных продуктов, но если исключить их из суммы производства обрабатывающей промышленности, все же она остается весьма крупным источником национального дохода страны. *) По довоенному уровню цен. г) Данный ценза 1901 года. 2) Statesman’s Yearbook за ряд лет. 3) 1919 г. „ 4) 1920 г. 5) 1918 г, НИК № 46. Могучим рычагом хозяйственного развития Канады были железные дороги. Как уже упоминалось выше, первая железная дорога в Канаде была выстроена одно­ временно с первой железной дорогой в России — в 1886 году. С той поры развитие железнодорожной сети Канады шло довольно медленно до 70-ых годов, но з а ­ тем последовало сильное и быстрое увеличение ее; длина железных дорог в Канаде составляла: Общее Г О Д Ы. протяжение, Е километрах. 1836 . . . ................................................................ 25 2.262 1876 .................................................................................. 8.349 18.869 1906 ................................................................................. ; 34.286 1913 .............................. ................................................... ' 47.150 62.233 Ш0 В настоящее время Канада занимает третье место по длине железнодорожной сети после Соедипепных Штатов и России; по обеспеченности же населения ж е ­ лезными дорогами она занимает первое место. Весьма видное место Канада занимает также по количеству автомобилей; третье после Соединенных Штатов и Великобритании: Количество автомобилей в 1922 году. Соединенные Штаты . . . . . . . 10.505.600 Великобритания . . . . .......................... 495.582 463.448 По относительному количеству автомобилей Канада занимает второе место среди всех стран: в ней прихо­ дилось в 1922 году 21 житель на 1 автомобиль, в Соеди­ ненных Штатах— 14 (в Германии — 866 ; в России — 1 2 . 0 0 0 ). Соответственно развития народного хозяйства К а ­ нады росла и ее внешняя торговля, ее обороты !) со ­ ставляли (в милл. долларов): Фискальные годы. Ввоз. Вывоз. 67 56 117 67 1880 . . . . . . . . . . .......................... 70 70 1885 .................................................................... 100 76 1890 ................. ............................. 112 82 101 100 1900 .............................. .... .......................... 172 163 252 191 1910 . . . .................................................... 370 279 634 479 1 9 1 8 ............................................... • . 916 1.259 1.240 1.189 *) По специальной торговле (ввоз для внутреннего потребления вывоз туземных товаров).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz