Вестник Мурмана. 1923, № 46 (17 нояб.).

12 ВЕСТНИК № 46. ственного развития области, прежде всего, поставить целью создание в области достаточно плотной сети станций и пунктов. Следующая потребность в области — создание самостоятельной местной сети, с образованием местного центра, который руководил бы работой и вел обработку срочных наблюдений, результаѣы которой оповещалисьдбы ежедневно населению. А с другой сто­ роны и само население начать приучать к пониманию * того, что такое погода и как ее можно предусмотреть. Н а более крупных метеорологических пунктах как Александровск, Кола, Кемь, кроме обычных наблюдений, полезно ввести наблюдения над высокими слоями атмо- • сферы при помощи водородных баллонов, более интен­ сивные и специальные наблюдения над облачностью и, наконец, над появлением и развитием воли холода. В этом направлении Г. Ф. О. так же сделаны кое- какие начинания, но, естественно, этого недостаточно. На службу погоды надо выступить сообща ряду з а ­ интересованных учреждений и организаций. Следует помнить то огромное значение, которое имеет пра­ вильно поставленная метеорологическая работа, для хозяйства,, для быта, а в условиях нашей русской дей­ ствительности— еще и для ума. А. X. Школьная робота полнтпр (О содержании учебного материала, Условия быта СССР, основным содержанием кото­ рых является напряженная творческая работа,— выдви­ гают в области Народного Просвещения серьезнейшие задачи. Эти задачи требуют систематического н твор­ ческого разрешения. На первом месте стоит повышение общекультурного уровня всей массы пролетариата— и в первую очередь ликвидация чудовищного наследия са­ модержавия— 8 0 ° /о безграмотности. Методы разрешения этих вопросов надлежит форму­ лировать в соответствии с общим политическим укла­ дом Советских Республик. Но, к сожалению, в настоя­ щее время в рядах педагогов-общественников еще встре­ чаются люди, пытающиеся изгнать из новой школы (для взрослых) самые острые и живые вопросы политиче­ ского и бытового „сегодня",— вернее, пытающиеся рас­ сматривать преподавание в школе грамоты для взрос­ лых в таком же освещении, как и в бывшей земской школе для детей, где, как известно, господствовал жи ­ денький либерализм. Таких педагогов нужно квалифи­ цировать и л и как людей, страдающих острой формой педагогического недомыслия, или же пытающихся созна­ тельно подорвать значительнейшую работу наших про­ свещенских органов. Каждому понятно, что психология взрослого и р е ­ бенка— это два мира, живущих в совершенно различ­ ных условиях, и в формах же восприятия— это проти­ воположение доходит до крайности. В то время, когда в мышлении эволюционирующего человека в детстве и ранней юности превалирует во­ ображение, когда процессы психологического, физиче­ ского и физиологического образования человека еще не закончены, его трудно заинтересовать вопросами эконо­ мического и политического порядка в строго реалисти­ ческом духе. прорабатываемого в школе ликбеза). Другое дело, содержание материалов в пункте лик ­ беза для взрослых. Здесь все должно быть объединено: ликвидация технической и политической (хотя бы при­ митивным образом) безграмотности, профессиональная производственная пропаганда, вопросы быта,— все это должно находить, если не исчерпывающие, то во всяком случае удовлетворительные ответы. Ликвидацию техни­ ческий неграмотности надлежит объединять с накопле­ нием определенной суммы политических и профессио­ нальных знаний. Таким образом мы подходим к вопросу о содержании прорабатываемого ,в школе для взрослых материала. Ни одна кампания, ни одно празднество не должно проходить помимо школы ликбеза. Отсюда видно, что содержание материала должно представлять сложный комплекс практических и политических знаний. Это комплексировани^ чрезвычайно полно иллюстри­ руется журналом „Долой неграмотность". К сожалению, этот журнал носит весьма общий характер и не удовле­ творяет поэтому производственному принципу: „Букварь Текстильщика “ , „ Букварь • Металлиста“ , „ Букварь р а ­ ботника земли и леса" - вот идеал дифференцированных пособий. Пока только союз ЦК ЖД учел этот момент и выпустил свой букварь „Букварь Железнодорожника*. Однако, всякий букварь должен явиться основной канвой, которую педагог должен расцвечивать, углублять и еще более приближать к жизни. Необходим индивидуальный подход к учащемуся и выявзение его интересов. Только такой метод привлечет учащихся и школу, спаяет их единой мыслью приобщения к обще-человеческой куль­ туре. Почти всегда уход из школы учащегося падает боль­ шой виной на учащего. Заполучить рабочего'в школу — дело союза, а удержать же его в школе и возбудить в пем охоту к учению — дело педагога. М . Аптекман \ у Государственое страхованиескота. Скотоводство в сельско-хозяйственной жизни к р е ­ стьянства играет доминирующую роль. Между тем, нз всех отраслей сельско-хозяйственной промышленности животноводство, по праву, признается самым рискован­ ным предприятием, так как предмет его производства - - домашние животные, в силу, присущего всему живому закона смерти, представляют из себя крайне неустой­ чивый капитал, подверженный постоянному р и с к у - - гибели от разного рода болезней, эпизоотий и других несчастных слѵчаев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz