Вестник Мурмана. 1923, № 46 (17 нояб.).
12 ВЕСТНИК № 46. ственного развития области, прежде всего, поставить целью создание в области достаточно плотной сети станций и пунктов. Следующая потребность в области — создание самостоятельной местной сети, с образованием местного центра, который руководил бы работой и вел обработку срочных наблюдений, результаѣы которой оповещалисьдбы ежедневно населению. А с другой сто роны и само население начать приучать к пониманию * того, что такое погода и как ее можно предусмотреть. Н а более крупных метеорологических пунктах как Александровск, Кола, Кемь, кроме обычных наблюдений, полезно ввести наблюдения над высокими слоями атмо- • сферы при помощи водородных баллонов, более интен сивные и специальные наблюдения над облачностью и, наконец, над появлением и развитием воли холода. В этом направлении Г. Ф. О. так же сделаны кое- какие начинания, но, естественно, этого недостаточно. На службу погоды надо выступить сообща ряду з а интересованных учреждений и организаций. Следует помнить то огромное значение, которое имеет пра вильно поставленная метеорологическая работа, для хозяйства,, для быта, а в условиях нашей русской дей ствительности— еще и для ума. А. X. Школьная робота полнтпр (О содержании учебного материала, Условия быта СССР, основным содержанием кото рых является напряженная творческая работа,— выдви гают в области Народного Просвещения серьезнейшие задачи. Эти задачи требуют систематического н твор ческого разрешения. На первом месте стоит повышение общекультурного уровня всей массы пролетариата— и в первую очередь ликвидация чудовищного наследия са модержавия— 8 0 ° /о безграмотности. Методы разрешения этих вопросов надлежит форму лировать в соответствии с общим политическим укла дом Советских Республик. Но, к сожалению, в настоя щее время в рядах педагогов-общественников еще встре чаются люди, пытающиеся изгнать из новой школы (для взрослых) самые острые и живые вопросы политиче ского и бытового „сегодня",— вернее, пытающиеся рас сматривать преподавание в школе грамоты для взрос лых в таком же освещении, как и в бывшей земской школе для детей, где, как известно, господствовал жи денький либерализм. Таких педагогов нужно квалифи цировать и л и как людей, страдающих острой формой педагогического недомыслия, или же пытающихся созна тельно подорвать значительнейшую работу наших про свещенских органов. Каждому понятно, что психология взрослого и р е бенка— это два мира, живущих в совершенно различ ных условиях, и в формах же восприятия— это проти воположение доходит до крайности. В то время, когда в мышлении эволюционирующего человека в детстве и ранней юности превалирует во ображение, когда процессы психологического, физиче ского и физиологического образования человека еще не закончены, его трудно заинтересовать вопросами эконо мического и политического порядка в строго реалисти ческом духе. прорабатываемого в школе ликбеза). Другое дело, содержание материалов в пункте лик беза для взрослых. Здесь все должно быть объединено: ликвидация технической и политической (хотя бы при митивным образом) безграмотности, профессиональная производственная пропаганда, вопросы быта,— все это должно находить, если не исчерпывающие, то во всяком случае удовлетворительные ответы. Ликвидацию техни ческий неграмотности надлежит объединять с накопле нием определенной суммы политических и профессио нальных знаний. Таким образом мы подходим к вопросу о содержании прорабатываемого ,в школе для взрослых материала. Ни одна кампания, ни одно празднество не должно проходить помимо школы ликбеза. Отсюда видно, что содержание материала должно представлять сложный комплекс практических и политических знаний. Это комплексировани^ чрезвычайно полно иллюстри руется журналом „Долой неграмотность". К сожалению, этот журнал носит весьма общий характер и не удовле творяет поэтому производственному принципу: „Букварь Текстильщика “ , „ Букварь • Металлиста“ , „ Букварь р а ботника земли и леса" - вот идеал дифференцированных пособий. Пока только союз ЦК ЖД учел этот момент и выпустил свой букварь „Букварь Железнодорожника*. Однако, всякий букварь должен явиться основной канвой, которую педагог должен расцвечивать, углублять и еще более приближать к жизни. Необходим индивидуальный подход к учащемуся и выявзение его интересов. Только такой метод привлечет учащихся и школу, спаяет их единой мыслью приобщения к обще-человеческой куль туре. Почти всегда уход из школы учащегося падает боль шой виной на учащего. Заполучить рабочего'в школу — дело союза, а удержать же его в школе и возбудить в пем охоту к учению — дело педагога. М . Аптекман \ у Государственое страхованиескота. Скотоводство в сельско-хозяйственной жизни к р е стьянства играет доминирующую роль. Между тем, нз всех отраслей сельско-хозяйственной промышленности животноводство, по праву, признается самым рискован ным предприятием, так как предмет его производства - - домашние животные, в силу, присущего всему живому закона смерти, представляют из себя крайне неустой чивый капитал, подверженный постоянному р и с к у - - гибели от разного рода болезней, эпизоотий и других несчастных слѵчаев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz