Вестник Мурмана. 1923, № 46 (17 нояб.).
№ 46. М У Р М А Н А. свою очередь, только при условии, если железным до рогам будут предоставляться в эксплоатацию лесные площади, то лесные концессии на Севере допустимы лишь постольку, поскольку концессионными договорами не устраняется окончательно возможность предоставления в будущем лесов и железным дорогам. Этот доклад признан Отделением настолько важным, что Совет Отделения постановил напечатать его в виде отдельного издания, что и исполнено. В докладе о резерве рабочей силы, которая может быть использована в порядке колонизации северных районов, Н. Я. Овчинников признает в качестве этого резерва прежде всего наличное население Северного Края, которое при относительном малоземельи и падении промыслов не может использовать в производстве всей своей трудовой силы, п затем избыток трудовой силы в других районах Европейской России, наличность кото рого обусловливается в общем теми же причинами. Если представилось бы возможным по обстановке госу дарственной жизни создать на Севере условия для привлечения людских контигентов в местности, остаю щиеся непроизводительными вследствие отсутствия или недостатка рабочих рук, то при наличности в стране колонизационного резерва, кадры колонистов для Севера могут считаться обеспеченными. В докладе о колонизации г. Канаде Г. А. Мебус сообщил в кратких чертах историю колонизации в Канаде, ее формы, экономический эффект и затем перешел к заключению, что хотя в современных рус ских условиях колонизация в России и не может быть по формам аналогичной колонизации в Каааде, но тем не менее железные дороги могут получить в выполнении колонизационной задачи в России столь же существен ную роль, как и в Канаде. В последнем докладе II. Я. Овчинников поставил себе целью сообщение о порядке, в каком производились колонизационные обследования на Севере Европейской Р о с с и и Северной Колонизационной Экспедицией НКЗ- Изложив в общих чертах результат этих обследований, докладчик более подробно остановился на основной работе Экспедиции— составлении общего перспективного плана колонизации Севера, каковая работа в настоящее время заканчивается. Составляя этот план, Экспедиция во-первых характеризует по возможности всесторонее территорию Севера, как объект колонизационного воз действия; во-вторых устанавливает народно-хозяйствен ное значение отдельных районов Севера; в третьих— определяет те формы, в какие должно отлиться краевое хозяйство в этих районах, дабы они наиболее полно и производительно могли быть использованы; в четвертых, намечает организационные формы направленной к данной цели колонизационной работы: в пятых, учитывает возможные факторы колонизации Севера и, наконец, в шестых, предполагает дать опыт определения тех условий, при наличности которых в современных усло виях факторы колонизации могут быть приведены в действенное состояние. Доклад сопровождался демон стрированием многочисленных, составленных Экспе дицией карт, картограмм и диаграмм, характеризующих природные свойства Северного края и некоторые черты его экономического развития. Из докладов, которые были сделаны отдельными сотрудниками Отделения и обсуждались на его заседа ниях, на средства Отделения напечатан лишь один, о чем упомянуто. ІІа напечатание других Отделение сред ствами не располагало. Но в этом отношении Отделе нию много помогла Мурманская железная дорога, дав место ряду докладов на страницах издаваемого ею сов местно с Карельской Республикой журнала ,.Вестник Мурмана“ - * Г. К — ин. Кдимат |йурманеко-Бедоморекого края и вопроеы его изучения. Естествознание за последние десятилетия особенно много внимания уделяет изучению климатических отли чий отдельных областей земли. Этот интерес вызван, повидимому, тем обстоятельством, что весь органический мир, населяющий нашу планету, находится в тесной закономерной зависимости от состояния тех или иных климатических факторов. Современное нам распределе ние растений и животных, от простейших до высших, обусловлено главным образом климатическими различиями населяемых ими мест. Исключением из этого положения является крайне ограниченное чис'ло животных космопо литов, но и среди них нет абсолютных космополитов, которые встречались бы в любой точке земного шара. Только человек, благодаря высоко развитой у него способности приспособления, заселяет землю от ее край них приполярных областей до экватора включительно. Но если человеку в силу его особой одаренности удается одолевать крайние климатические комплексы, то все же, последние кладут свою печать на его быт, па хозяй ственную деятельность и даже на его психический облик. О влиянии климата на экономическую деятельность человека, на хозяйственные формы какой-либо отдельной территории за последнее время стали говорить и эконо мисты. Географо-ЗЕОномичесвий закон зональности, вы двигаемый Коган-Бернштейном, есть нн что ипое как признание в известной мере зависимости хозяйственных форм от характера климата. Таким образом, климат в современном научном понимании становится той жизнен ной средой, в которой человек определенным образом устраивает свой быт, ведет свое, а не иное хозяйство. Вот почему, для того, чтобы определить правильно воз можное экономическое развитие какого-нибудь района, наряду с изучением таящихся в нем естественно-произо- дительных сил необходимо основательное изучение его климата. Изучение климата данной местности сводится к изучению отдельных метеорологических элементов: температуры, осадков, давления, ветров и т. п., и выве дению для всех их средних величин, из суммы которых и слагается климат изучаемого района или области. Достигается такое распознавание климата путем созда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz