Вестник Мурмана. 1923, № 46 (17 нояб.).

№ 46. М У Р М А Н А. свою очередь, только при условии, если железным до­ рогам будут предоставляться в эксплоатацию лесные площади, то лесные концессии на Севере допустимы лишь постольку, поскольку концессионными договорами не устраняется окончательно возможность предоставления в будущем лесов и железным дорогам. Этот доклад признан Отделением настолько важным, что Совет Отделения постановил напечатать его в виде отдельного издания, что и исполнено. В докладе о резерве рабочей силы, которая может быть использована в порядке колонизации северных районов, Н. Я. Овчинников признает в качестве этого резерва прежде всего наличное население Северного Края, которое при относительном малоземельи и падении промыслов не может использовать в производстве всей своей трудовой силы, п затем избыток трудовой силы в других районах Европейской России, наличность кото­ рого обусловливается в общем теми же причинами. Если представилось бы возможным по обстановке госу­ дарственной жизни создать на Севере условия для привлечения людских контигентов в местности, остаю­ щиеся непроизводительными вследствие отсутствия или недостатка рабочих рук, то при наличности в стране колонизационного резерва, кадры колонистов для Севера могут считаться обеспеченными. В докладе о колонизации г. Канаде Г. А. Мебус сообщил в кратких чертах историю колонизации в Канаде, ее формы, экономический эффект и затем перешел к заключению, что хотя в современных рус­ ских условиях колонизация в России и не может быть по формам аналогичной колонизации в Каааде, но тем не менее железные дороги могут получить в выполнении колонизационной задачи в России столь же существен­ ную роль, как и в Канаде. В последнем докладе II. Я. Овчинников поставил себе целью сообщение о порядке, в каком производились колонизационные обследования на Севере Европейской Р о с с и и Северной Колонизационной Экспедицией НКЗ- Изложив в общих чертах результат этих обследований, докладчик более подробно остановился на основной работе Экспедиции— составлении общего перспективного плана колонизации Севера, каковая работа в настоящее время заканчивается. Составляя этот план, Экспедиция во-первых характеризует по возможности всесторонее территорию Севера, как объект колонизационного воз­ действия; во-вторых устанавливает народно-хозяйствен­ ное значение отдельных районов Севера; в третьих— определяет те формы, в какие должно отлиться краевое хозяйство в этих районах, дабы они наиболее полно и производительно могли быть использованы; в четвертых, намечает организационные формы направленной к данной цели колонизационной работы: в пятых, учитывает возможные факторы колонизации Севера и, наконец, в шестых, предполагает дать опыт определения тех условий, при наличности которых в современных усло­ виях факторы колонизации могут быть приведены в действенное состояние. Доклад сопровождался демон­ стрированием многочисленных, составленных Экспе­ дицией карт, картограмм и диаграмм, характеризующих природные свойства Северного края и некоторые черты его экономического развития. Из докладов, которые были сделаны отдельными сотрудниками Отделения и обсуждались на его заседа­ ниях, на средства Отделения напечатан лишь один, о чем упомянуто. ІІа напечатание других Отделение сред­ ствами не располагало. Но в этом отношении Отделе­ нию много помогла Мурманская железная дорога, дав место ряду докладов на страницах издаваемого ею сов­ местно с Карельской Республикой журнала ,.Вестник Мурмана“ - * Г. К — ин. Кдимат |йурманеко-Бедоморекого края и вопроеы его изучения. Естествознание за последние десятилетия особенно много внимания уделяет изучению климатических отли­ чий отдельных областей земли. Этот интерес вызван, повидимому, тем обстоятельством, что весь органический мир, населяющий нашу планету, находится в тесной закономерной зависимости от состояния тех или иных климатических факторов. Современное нам распределе­ ние растений и животных, от простейших до высших, обусловлено главным образом климатическими различиями населяемых ими мест. Исключением из этого положения является крайне ограниченное чис'ло животных космопо­ литов, но и среди них нет абсолютных космополитов, которые встречались бы в любой точке земного шара. Только человек, благодаря высоко развитой у него способности приспособления, заселяет землю от ее край ­ них приполярных областей до экватора включительно. Но если человеку в силу его особой одаренности удается одолевать крайние климатические комплексы, то все же, последние кладут свою печать на его быт, па хозяй­ ственную деятельность и даже на его психический облик. О влиянии климата на экономическую деятельность человека, на хозяйственные формы какой-либо отдельной территории за последнее время стали говорить и эконо­ мисты. Географо-ЗЕОномичесвий закон зональности, вы­ двигаемый Коган-Бернштейном, есть нн что ипое как признание в известной мере зависимости хозяйственных форм от характера климата. Таким образом, климат в современном научном понимании становится той жизнен­ ной средой, в которой человек определенным образом устраивает свой быт, ведет свое, а не иное хозяйство. Вот почему, для того, чтобы определить правильно воз­ можное экономическое развитие какого-нибудь района, наряду с изучением таящихся в нем естественно-произо- дительных сил необходимо основательное изучение его климата. Изучение климата данной местности сводится к изучению отдельных метеорологических элементов: температуры, осадков, давления, ветров и т. п., и выве­ дению для всех их средних величин, из суммы которых и слагается климат изучаемого района или области. Достигается такое распознавание климата путем созда

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz