Вестник Мурмана. 1923, № 46 (17 нояб.).

В ВЕСТНИК № 46. ской службы ва дороге, тем не менее с точки зрения интересов колонизации края данное явление должно быть отмечено как положительное. Во втором докладе приведен в сжатой форме довольно обширный материал, характеризующий условия быта и хозяйства в Северной Карелии и Поморьи; из этого материала докладчик де­ лает вывод о том, что хозяйство района за последний период не развивается, а падает, но что в последние годы заметны признаки начинающегося улучшения, про­ цесс которого сильно облегчится и ускорится, если Мурманская железная дорога сможет энергично осущест­ вить свою пионерно-колонизационную роль. Докладом Н. В. Померанцева рисуется яркая к а р ­ тина жпзви, хозяйства и быта населения Терского по­ бережья. Добывание рыбы и морского зверя, отчасти оленеводство, служившее главным источником существо­ вания Терских жителей, настолько под влиянием собы­ тий и-условий военного и революционного периода упали, что население временами не знало, как прожить. В результате— отлив населения, причем тяга — главным образом к Мурманской дороге в поисках заработка. Рыболовство, звериный морской промысел п оленевод­ ство имели не малое значение в экономике не только небольшого отдаленного Терского района, по вообще в народном хозяйстве Северного Края. Если оленеводство трудно восстановить быстро (убыль оленей такова: вместо 2 . 0 0 0 голова теаерь насчитывается едва до 1 00 штук), для восстановления рыбного и звериоого промысла нужио немногое— только обеспечение терцев снастями или даже только краткосрочным кредитом на их приобретение. Необходимы все усилия, чтобы добиться этого вспомо­ ществования для терцев, иначе придется наблюдать факт окончательной деколонизации Терского района в то время, когда необходимость увеличения населенности .Мурман ­ ской окраины признается политически и экономически необходимой. Серия докладов принципиального, методоловического и осведомительного значения была посвящена следую­ щим вопросам. II. М. Раевский, перечислив в сжатой форме запасы промышленных богатств Севера в виде лесов, полезных ископаемых, источников гидроэнергии, рыбы и морского зверя, и характеризовав их промышленное значение, дал анализ тех возиожностей их использования, кото­ рые могут наступить при осуществлении широкой ко­ лонизации Северного края. Далее, рассмотрев те факторы, которые могли бы выступить в колонизационной актив­ ной роли, докладчик приходит к заключению, чго па Севере, применим, быть может, более всего метод же­ лезнодорожной колонизации, причем железные дороги должны получать средства от предоставляемых им госу­ дарством территорий. Затем возможна колонизационная работа организаций общественного характера, в кото­ рой главным фактором явится самодеятельность населе­ ния. Частное предпринимательство и капитал также может получить значение в деле колонизации Севера, причем наиболее целесообразной формой является кон­ цессионная,— но с непременным условием возложения на концессии обязательства проведения мер колониза­ ционного значения. Государственный же аппарат дол­ жен выступить в качестве исследователя, организатора и инспектора всего дела колонизации Севера. Г. Ф. Чиркни в своем докладе устаналивает, что экономический ищгерес (доходность) пионерных желез­ ных дорог, проводимых по районам, хозяйственно не развитым, должен обосновываться именно на экономи­ ческом развитии таких районов и, таким образом, совпадать с интересами скорейшей колонизации таких районов. В современных условиях недостаточности го­ сударственных средств и ограниченности частного кре­ дита железные дороги могут быть активными в роли колонизационных предприятий лишь при условии пре­ доставления им территорий, реализация природных сил и богатств которых даст дорогам средства на культурно- созидательную, т. е. колонизационную роль в прорезы­ ваемых ими районах. Если этот общий принцип при­ нимается, то за этим должна следовать точная форму­ лировка тех условий, на каких пионерные железные дороги могут получать от государства территории, тех прав, которые должны быть предоставлены дорогам на эти территории, и тех обязанностей, которые в связи с этрм должны быть возложены па получающее терри­ тории пионерные железные дороги* Как показано в следующем докладе—А. И. Тер ­ новского, „Канали зация“ пионерных железных дорог, т. с. именно передача им государственных территорий для эксплуатации и колонизации, в современных рус­ ских условиях вполне осуществима. С одной стороны такая передача экономически выгодна, как способ во­ влечения в хозяйственный оборот относительно слабо используемых пространств- С другой стороны, правовые условия современности, при наличии которых железные дороги не могут извлечь из предоставляемых им тер ­ риторий прямой выгоды путем продажи земель в частную собственность, вовсе не препятствуют привлечению к экешюатацип такой территории как. трудовой силы, так и промышленного капитала. Н. Я. Овчинников в своем докладе устанавливает, что современный земельный кодекс в противоположность действовавшему раньше закону о социализации земли, не только облегчает колонизационный процесс, по и стимулирует пионерпо-колонизациопную инициативу н а ­ селения. В этой плоскости действующий земеліяшй закон содействует колонизации в ее сельско хозяйствен­ ных формах. К сожалению, это положение пока может рассматриваться лишь как принципиальное— поскольку государство по недостатку средств и технических сил, не имеет возможности широко развить практическую колонизационную работу. Но, учитывая все таки мо­ гущую наступить возможность хотя бы небольшой пр ак ­ тической колонизационной работы, докладчик устанавли­ вает, что ближайшей формой ее на Севере должно быть внутриобластное расселение как путь раережензя насе­ ления в местностях относительного малоземелья и у в е ­ личения производительной сельско-хозяйственной площади. В развитии и укреплении сельского хозяйства на Севере докладчик усматривает одну из существеннейших пред­ посылок дальнейшей колонизации Севера, имеющей главным образом промышленный характер. В Докладе о лесных концессиях на Севере II. М. Гаев- ский дал оценку колонизационного значения железно­ дорожного строительства на Севере, как основы, без которой здесь колонизация невозможна. А так как железнодорожное строительство на Севере возможно, в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz