Вестник Мурмана. 1923, № 46 (17 нояб.).
В ВЕСТНИК № 46. ской службы ва дороге, тем не менее с точки зрения интересов колонизации края данное явление должно быть отмечено как положительное. Во втором докладе приведен в сжатой форме довольно обширный материал, характеризующий условия быта и хозяйства в Северной Карелии и Поморьи; из этого материала докладчик де лает вывод о том, что хозяйство района за последний период не развивается, а падает, но что в последние годы заметны признаки начинающегося улучшения, про цесс которого сильно облегчится и ускорится, если Мурманская железная дорога сможет энергично осущест вить свою пионерно-колонизационную роль. Докладом Н. В. Померанцева рисуется яркая к а р тина жпзви, хозяйства и быта населения Терского по бережья. Добывание рыбы и морского зверя, отчасти оленеводство, служившее главным источником существо вания Терских жителей, настолько под влиянием собы тий и-условий военного и революционного периода упали, что население временами не знало, как прожить. В результате— отлив населения, причем тяга — главным образом к Мурманской дороге в поисках заработка. Рыболовство, звериный морской промысел п оленевод ство имели не малое значение в экономике не только небольшого отдаленного Терского района, по вообще в народном хозяйстве Северного Края. Если оленеводство трудно восстановить быстро (убыль оленей такова: вместо 2 . 0 0 0 голова теаерь насчитывается едва до 1 00 штук), для восстановления рыбного и звериоого промысла нужио немногое— только обеспечение терцев снастями или даже только краткосрочным кредитом на их приобретение. Необходимы все усилия, чтобы добиться этого вспомо ществования для терцев, иначе придется наблюдать факт окончательной деколонизации Терского района в то время, когда необходимость увеличения населенности .Мурман ской окраины признается политически и экономически необходимой. Серия докладов принципиального, методоловического и осведомительного значения была посвящена следую щим вопросам. II. М. Раевский, перечислив в сжатой форме запасы промышленных богатств Севера в виде лесов, полезных ископаемых, источников гидроэнергии, рыбы и морского зверя, и характеризовав их промышленное значение, дал анализ тех возиожностей их использования, кото рые могут наступить при осуществлении широкой ко лонизации Северного края. Далее, рассмотрев те факторы, которые могли бы выступить в колонизационной актив ной роли, докладчик приходит к заключению, чго па Севере, применим, быть может, более всего метод же лезнодорожной колонизации, причем железные дороги должны получать средства от предоставляемых им госу дарством территорий. Затем возможна колонизационная работа организаций общественного характера, в кото рой главным фактором явится самодеятельность населе ния. Частное предпринимательство и капитал также может получить значение в деле колонизации Севера, причем наиболее целесообразной формой является кон цессионная,— но с непременным условием возложения на концессии обязательства проведения мер колониза ционного значения. Государственный же аппарат дол жен выступить в качестве исследователя, организатора и инспектора всего дела колонизации Севера. Г. Ф. Чиркни в своем докладе устаналивает, что экономический ищгерес (доходность) пионерных желез ных дорог, проводимых по районам, хозяйственно не развитым, должен обосновываться именно на экономи ческом развитии таких районов и, таким образом, совпадать с интересами скорейшей колонизации таких районов. В современных условиях недостаточности го сударственных средств и ограниченности частного кре дита железные дороги могут быть активными в роли колонизационных предприятий лишь при условии пре доставления им территорий, реализация природных сил и богатств которых даст дорогам средства на культурно- созидательную, т. е. колонизационную роль в прорезы ваемых ими районах. Если этот общий принцип при нимается, то за этим должна следовать точная форму лировка тех условий, на каких пионерные железные дороги могут получать от государства территории, тех прав, которые должны быть предоставлены дорогам на эти территории, и тех обязанностей, которые в связи с этрм должны быть возложены па получающее терри тории пионерные железные дороги* Как показано в следующем докладе—А. И. Тер новского, „Канали зация“ пионерных железных дорог, т. с. именно передача им государственных территорий для эксплуатации и колонизации, в современных рус ских условиях вполне осуществима. С одной стороны такая передача экономически выгодна, как способ во влечения в хозяйственный оборот относительно слабо используемых пространств- С другой стороны, правовые условия современности, при наличии которых железные дороги не могут извлечь из предоставляемых им тер риторий прямой выгоды путем продажи земель в частную собственность, вовсе не препятствуют привлечению к экешюатацип такой территории как. трудовой силы, так и промышленного капитала. Н. Я. Овчинников в своем докладе устанавливает, что современный земельный кодекс в противоположность действовавшему раньше закону о социализации земли, не только облегчает колонизационный процесс, по и стимулирует пионерпо-колонизациопную инициативу н а селения. В этой плоскости действующий земеліяшй закон содействует колонизации в ее сельско хозяйствен ных формах. К сожалению, это положение пока может рассматриваться лишь как принципиальное— поскольку государство по недостатку средств и технических сил, не имеет возможности широко развить практическую колонизационную работу. Но, учитывая все таки мо гущую наступить возможность хотя бы небольшой пр ак тической колонизационной работы, докладчик устанавли вает, что ближайшей формой ее на Севере должно быть внутриобластное расселение как путь раережензя насе ления в местностях относительного малоземелья и у в е личения производительной сельско-хозяйственной площади. В развитии и укреплении сельского хозяйства на Севере докладчик усматривает одну из существеннейших пред посылок дальнейшей колонизации Севера, имеющей главным образом промышленный характер. В Докладе о лесных концессиях на Севере II. М. Гаев- ский дал оценку колонизационного значения железно дорожного строительства на Севере, как основы, без которой здесь колонизация невозможна. А так как железнодорожное строительство на Севере возможно, в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz