Вестник Мурмана. 1923, № 45 (10 нояб.).
6 ВЕСТНИК № 45. вательно, как отдельные русские экспортеры, так и рус ское государственное хозяйство в целом, не дополучали некоторую часть прибыли от своих операций. Разница между тем, что получалось за экспортируемый лес, и тем, что предельно возможно было получить, оставалась за границей у иностранных' лесопромышленников, вла дельцев лесопильных заводов, этих первичных пред приятий гіо обработке дерева. Невыгодность сырьевого лесного экспорта великолепно учтена европейсками госу дарствами; многие из них уже давно запретили вывоз из своих пределов лесных материалов, не прошедших первичной обработки, т. е. пе пиленных сортиментов. Целесообразность таких запретительных законов для лесного экспорта очевидна,—они необходимы в интере сах любого государственного хозяйства, главным образом в тех из них, где ощущается недостаток водных путей сообщений и транспортирование грузов осуществляется перевозками по железным дорогам. В таких случаях производство экспортных операций с лесом полуобработан ным и совершенно необработанным может быть при равнено к торговле н перевозке хлеба обмолоченного и необмолоченного. Продавать пшеницу в снопах и тем более экспортировать ее в таком виде на значительные расстояния очевидная хозяйственная нелепость, Прибли зительно так же невыгодно транспортировать и продавать на иностранный рыпок лесные материалы в сыром виде,— бревна. В нашей лесной промышленности и лесной торговле положение вроде вышеописанного господствовало в прошлом и остается не изжитым до настоящего времени. Не извлекая из лесных площадей каких - либо других материалов, кроме строительных или товарных, мы и эти последние не использовали надлежащим образом. Вслед ствие этого наши леса, особонпо на севере давали такую постыдно малую валовую доходность, которой не знают другие страны. Доход с одной десятины леса, для трех северных губерний выражался в следующих цифрах: Архангельская губ.................. 1 2 коп. 'в год. Вологодская „ . . . . 20 „ „ „ Олонецкая „ . . . . 86 „ „ „ Причины такой низкой валовой доходности лесных площадей лежат в слабой лесоадмшшстративпой и лесо мелиоративной обслуживаемости их. Получается замкнутая цепь причин: низкая доходность леса не позволяет надлежащим образом поставить дело его охраны и улучше ния, последнее же влечет количественное и качественное ухудшение насаждений. Нарушить такое равновесие недостатков можно только путем интенсификации приемов эксплоатации и лесной промышленности в целом. В совре менных условиях достигнуть этого гораздо легче, чем в прошлом, так как лесная промышленность на севере находится в монопольном ведении ограниченного круга учреждений. Среди целого ряда начинаний, ведущих к рациональ ной постановке северного лесного дела видную роль должно сыграть создание на месте лесопильного и цел люлозного производства. Обе эти отрасли имеют то эконо мическое значение, что обе они, на месте, превращают лесное сырье в материалы полуобработанные, в продаже более высоко расцениваемые и для транспорта удобные и более выгодные. В отношении бумажно - массового производства Россия в настоящее время находится в очень невыгодном положении; мы вывозим сырье, идущее в это производство, и покупаем за границей фабрикат— готовую бумагу, в то время как внутри страны имеются на лицо все условия для создания производства бумаги в широких размерах. Не меньшее экономическое значе ние для страны н особенно для местного края (ІІриопежье) имеет создание здесь широко поставленного лесопиль ного производства. В настоящее время из Повенецкого уезда, например, 9 5— 97°/0° /0 заготовляемых в его пре делах леса вывозится в виде бревен и только незначи тельное количество поступает для распиловки па един ственный Повенецкий полукустарный лесопильный завод, построенный около 40 лет тому назад. Для двух названных производств в пределах северной Карелии открываются широкие, крайне благоприятные, возможности; здесь имеются неистощимые запасы дешевой энергии местных порожистых и водопадных рек, огромные запасы сырья, а в настоящее время еще и удобный, не связанный с временами года, трапспорт. Постройка целлюлозных и лесопильных заводов в настоящее время имеет еще и важное хозяйственно-колонизационное зна чение. Опи в большой мере способствовали бы заселению края, так как обслуживание их потребовало бы притока рабочей силы. Следовательно, каждый построенный и работающий завод явится, с одной стороны стимулом к более интенсивному использованию лесных насаждений, а с другой аваппосгом. переселенческого дела. Оборудо вание подобного рода заводов может быть связано с установкою на них гидроэлектрических сооружений. Вначале такая установка будет обслуживать поселок своих рабочих и ближайшие поселки местных жителей, в будущем же электрическую энергию можно будет распределять па целые районы прилегающие к заводу. Опыт такого рода комбинированного завода сделан под Петроградом, на ст. Антропшино на писчебумажной фабрики б. Печаткина. Эта фабрика в настоящее время обслуживает электрической эпергией ряд деревень рас положенным от нее на расстоянии 5 — 7 кил. Такое же начинание в текущем году затевалось Повенецким лесо пильным заводом. Возрождая край, т. е. увеличивая его население и развивая хозяйственную жизнь, лесопильное производство внесет крупные изменения в местное лесопромышленное дело. Выпуская на рынок преимущественно пиленые сортименты лесных материалов, Олонецкий край тем самым выступит видным конкурентом на лесном рынке страны, главным образом, северо-западных ее провинций. Выпускаемые пиленые материалы но стоимости своей будут дешевле, чем получаемые, напр., на заводах Петро градской и Новгородской губерний, удешевление это пойдет за счет экономии на транспорте и в самом производстве. До настоящего времени перевозки леспых материалов велись водными путями, при чем, перевозились преимущественно бревна плотами. Отсюда, — зависимость перевозок от времен года. Стоимость транспортирования 1 куб. фута древесины в бревнах, включая вспомогатель ные операции, от Повенца до Петрограда составляла: в 1906 г ............................. 7 ,04 коп. „ 1918 „ . . . . около 9,00 я „ 1928 я . . . . . . 10,13 „ Если сюда прибавить еще утрату материалов при авариях, зимовку их в пути и некоторое понижение
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz