Вестник Мурмана. 1923, № 45 (10 нояб.).

і 4 В Е С Т Н И К № 45. Ю ж н ы й р а й р н. IV. Болото V. Лесная Поляна Пудожск. у. Нижменск. вол. Ст. Скит Мурм. ж. д. VI. Заливной Луг . . . Волховск. у. Петр. г. 1) Злаки'(вейник) . . . . 2,88 2) Бобовые............................. — 3) Болотные травы, осока, пушица и т. д. . . . 94,10 4) Разнотравные................. 1,47 5) Сор, труха......................... 1,55 1) Злаки (душистый коло­ сок, мятлик луговой, полевица белая) . . . . 61,16 2) Бобовые............................. 3,06 3) Болотные травы . . 20,96 4) Разнотравые ................. 11,52 5) Сор, труха ......................... 3,30 1) Злаки (тростник, мят­ лик луговой и т. д.) . . 99,8 2) Бобовые............................. — 3) Болотные . . . . . . . 0,15 4) Разнотравые ................ 0,15 17«. П/s. Данные этого анализа показывают, что луговые угодья и крайнего севера могут давать при естествен­ ных условиях сено со значительным преобладанием зла­ ковой смеси (до 6 6 % при ст. Кола). Луговые же угодья южного района дают сено луч­ шего качества и при более высоком урожае. Но в об­ щем нужно признать, что луговые угодья по своему качеству являются очень плохими. Итак железнодорожные скотовладельцы имеют в своем пользовании весьма ничтожную площадь сенокосных угодий и с крайне низкой их урожайностью. Но так как главным кормом крупного рогатого скота является сено, то естественно, железнодорожникам приходится закупать последнее на сторопе у крестьян, платя часто весьма высокие цены. В северных районах Мурманской жел. дор. кроме сена, скоту в большом количестве скармливаются морские и озерные водоросли, сухая рыба (селедочные головы, треска и т. д.), ветки лиственных деревьев и т. д. Что же касается концентрированных кормов, то таковых задается весьма в мал<5м количестве и редко. С новотелу корове иногда задается месятка из ржаной муки и корки хлеба от стола. Таковы обычные корма в зимний стойловый период времени. В летнее время скот выпасывается па паст­ бище вблизи железнодорожной линии, а иногда и отдается на пастьбу в ближние деревни. Пастбищный период времени в южных районах начинается с середины апреля и начала мая и продолжается до половины октября, в северных— с середины июня до 15 сентября. Свиньи и козы кормовыми средствами вполне обеспе­ чены. Первые откармливаются кухонными отбросами и остатками печеного хлеба, для коз же так мало нужно корма— сена, что железнодорожники совершенно свободно могут запастись последним. Огородничество. В бюджете железнодорожников огородничество по своему значению в смысле питания играет не менее важную роль, чем и скотоводство. Этим только п можно объяснить стремление железнодорожников завести у себя хотя бы небольшой огородик. И нужно в большую за­ слугу поставить Мурманским железнодорожникам, что они впервые в широком масштабе развили огородни­ чество при самых неблагоприятных условиях, как в отношении климата, так равно и в отношении почвы. Об общих размерах развития огородничества всей линии можно судить из нижеприводимых данных. Общая із том чи с л е . Годы. площадь ого- .. , т, родов в дес. Картофеля. Капусты. Прочих овощей. ( .1919 . . . 62 43, дес. 12,0 дес. 7,0 дес. 1920 . . . 110 ,5 86 ,4 „ 14,6 „ 9,5 „ 1921 . . . 240 ,0 170,3 „ 44,7 „ 25 ,0 „ 1922 . . . 375 260 ,0 „ 75 ,0 „ 40 ,0 „ 1923 . . . 452 ,0 325 ,0 „ 84 ,0 43 ,0 „ В первый отчетный год общая площадь огородов равнялась 62 дес., через пять лет площадь увеличилась до 556,7 дес., т. е. увеличилась почти на 900 процентов. Наибольшая площадь огородов была занята картофелем, (с среднем 2/ 3 общей площади), значительно меньшая I площадь была занята капустой и остальная прочими ; овощами—-репой, морковью, огурцами, луком, брюквой, I редькой, цикорием и т. д. Абсолютная площадь огородов, конечно, не велика, но относительное значение ее, принимая во впимание девственные и пустынные места, где выросли эти ого­ роды, крайне высоко. Каждая пядь огорода отвоевывалась тяжелым трудом из под леса, заболоченных и каме­ нистых пространств. Делая цепь огоров, раскинутых непрерывно ио всей линии от Петрограда до самого г. Мурманска, свидетельствует о том большом завоева­ нии, которое сделали Мурманские железнодорожники, и тем самым положили начало сельско-хозяйственеой про­ мышленности в полупустынном крае. Как огородничество развивалось по районам за указанный период времени мы, к сожалению, сказать не моаіем, так как нет соответствующих данных за исклю­ чением 1923 года. В этом году географическое распро­ странение огородничества выражалось такими данными Общая ]з т 0 м ч к с л е_ Районы- площадь ого- родов в дес. Картофеля. Капусты. Прочих овощей. . . . . 206 153 дес. 33 дес. 20 дес. . . . . 170 130 „ 28 „ 12 . „ . . . 48 26 „ 16 „ 6 „ . . . . 28 16 „ 7 „ 5 „ Оказывается, и крайний север, несмотря на его суровый климат и неблагоприятные условия, сумел 1 2 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz