Вестник Мурмана. 1923, № 45 (10 нояб.).
8 В Е С Т Н И К № 45. бии. В результате всех этих изменений население Канады распределяется более равномерно по территории страны, чем это имело место до начала нынешнего столетия, когда оно в своей подавляющей массе сосредоточива лось в восточных провинциях Капады. Нижеследующая таблица дает картину изменений, происшедших за последние 20 лет. Территория и население Канады по переписям 1901, 1911 и 1921 гг. Название провинции. Территория в тысяч, кв. килам, (без внутр. вод) Население в тысячах человек. Число жи телей на 1 кв. килом, в 1921 г. 1901 г. 1911 г. 11921 г. Остр. Пр. Эдуарда . . 6 103 94 89 14,8 Новая Шотландия . . . 55 460 492 524 9,5 Новый Брауншвейн . . 72 331 ‘ 352 3S8 5,4 Квебек * ) ......................... 1.789 1.649 2.003 2.349 1,3 Онтарио J) ..................... 948 2.183 2.523 2.929 3,0 Манитоба * ) ..................... ■ 601 255 456 613 1,0 Саскачеван . . . . . 630 1 1КО 492 761 1,2 Альбер та ......................... 655 / ІОУ 375 582 0,9 Юкон................................. 535 27 9 4 0,01 Британская Колумбия . 915 179 392 523 0,5 Сев.-Загіадн. Области . 3.129 20 17 7 0,002 Вся Канада . . ■ 9.334 5.366 7.205 8.769 0,9 В первых пяти провинциях, которые в своей сово купности образуют восточную Канаду, в 1901 году проживало 8 8 % всего населения страны, в 1911 году 76»/«, а в 1921 году— 71 °/0; наоборот, на западную часть Канады приходится все растущая доля населения всей страны. И если по плотности населения западная Канада уступает весьма сильно восточной, 4 главные провинции ее в настоящее время уступают лишь Он тарио и Квебеку по абсолютному количеству населения. В общем и целом же плотность населения Канады должна быть признана чрезвычайно незначительной, ибо даже паиболее населенные провинции ее имеют плотность населения меньшую, чем плотность населения в такой сравнительно слабо еще заселенной стране, как Соединенные Штаты (13 ,8 чел. на 1 кв. килом.). ІІо плотности населения Канада стоит на одном из послед н и х мест среди всех стран земли; близкую к ней плот ность населения имеют лишь Сибирь (без Степного края и Дальнего Востока), где она составляет 0,9 чел. на 1 кв. килом., и Австралия, где она еще меньше— 0,7 чел. на 1 кв. километр. В связи с заселением западной Канады ее города росли с чисто американской быстротою. В настоящее время в Канаде имеется 5 городов с населением свыше 100 .000 человек, население которых по данным States man’s learbook на 1922 год составляло: *) Территории провинций Квебек, Онтарио и Манитобы даны в новых границах 1912 года, а именно: в состав провинции Квебек включена территория Ungava (северная часть пол. Лабрадора); в состав провинций Онтарио и Манитобы включены части терри тории Kecwutin (район к западу от Гудзонова залива до 60° север ной широты). Монреаль ............................... 607 .083 Торонто.................................... 376 .538 В и н н и п е г ............................... 178 .364 О т т а в а .................................... 167 .137 В э н к у в э р ...............................100.401 Из этих городов Виннипег и Вэнкувэр лежат в за падной Канаде. Еще в 1871 году Виннипег был не большой деревушкой около поста компании Гудзонова залива „Fort Garry", в нем было всего 24-1 житель. Тринадцать лет спустя, в 1901 году, население Вин- пипега составляло 42 .340 жителей, в 1911— 186 .035 , в 1916— 163.000. Таким образом, за какие-нибудь сорок лет из маленькой деревушки вырос крупнейший городской центр всей Западной Канады. В настоящее время Виннипег является крупнейшим центром торговли сельско - хозяйственными продуктами в Канаде и по оборотам хлебной торговли занимает одно из первых мест в мире после Чикаго. Почти все продукты сель ского хозяйства степных провинций идут через Винни пег, откуда начинается поток грузов па восток. Еще более паразительный пример быстрого роста населения представляет ropijfr Вэнкувэр. Вэнкувэр был основан в 1885 году, против острова того же названия как конечная станция Тихоокеанской' железной дороги. В 1901 году Вэнкувер насчитывал 26 .000 жителей, в 1911 г. уже 100.401. Это колосальпое развитие города объясняется глав ным образом тем, что город является конечным пунктом трансконтинентальной железной дороги и является наи более значительным морским портом провинции Колум бии. Огромные ее минеральные, лесные богатства и почти еще неиспользованные водные силы наряду с возможностью крупного развития скотоводства и плодо водства и в дальнейшем обеспечивают крупное развитие Вэпкувера. В особенности, значение его велико теперь после прорытия Панамского канала. Из других городов Западной Канады следует отме тить Эдмонтон и Калгари. Оба они лежат в провинции Альберта. Калгари лет 30 тому назад состоял всего из нескольких домов, в 1901 году население его со стояло из 5 .000 жителей, в 1911 году — 43 .704 , а в 1916 г.— 56 .302 . Это быстрое развитие стоит в тесной связи с ирригационными сооружениями Канадской Тихо океанской железной дороги, которые ведут свое начало от Bowriver’a, 2 мили ниже Калгари, и должны оро шать свыше 3 ыилл. акров земли и которые, в связи со значением зимних пастбищ для скота западной Аль берты, делают Калгари важным центром торговли про дуктами скотоводства н зерновыми хлебами. Калгари в настоящее время является важным мукомольным центром и также рынком, снабжающим съестными припасами восточную Колумбию. Столица Альберты с 1905 г., Эдмонтон, развивается еще быстрее. Лишь в 1904 году Эдмонтон стал городом, в 1911 году население его со ставляло 24 .800 , в 1916 году— 53 .794 . Этот быстрый рост объясняется исключительно благоприятными усло виями расположения города; он лежит в- пределах пло дородного пояса провинции, вблизи северной лесной полосы, около него имеются залежи каменного угля; при этом через город проходят две трансконтиненталь ные дороги и судоходная река Саскачеван. Благодаря этим условиям, город быстро становится промышленным
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz