Вестник Мурмана. 1923, № 45 (10 нояб.).

8 В Е С Т Н И К № 45. бии. В результате всех этих изменений население Канады распределяется более равномерно по территории страны, чем это имело место до начала нынешнего столетия, когда оно в своей подавляющей массе сосредоточива­ лось в восточных провинциях Капады. Нижеследующая таблица дает картину изменений, происшедших за последние 20 лет. Территория и население Канады по переписям 1901, 1911 и 1921 гг. Название провинции. Территория в тысяч, кв. килам, (без внутр. вод) Население в тысячах человек. Число жи­ телей на 1 кв. килом, в 1921 г. 1901 г. 1911 г. 11921 г. Остр. Пр. Эдуарда . . 6 103 94 89 14,8 Новая Шотландия . . . 55 460 492 524 9,5 Новый Брауншвейн . . 72 331 ‘ 352 3S8 5,4 Квебек * ) ......................... 1.789 1.649 2.003 2.349 1,3 Онтарио J) ..................... 948 2.183 2.523 2.929 3,0 Манитоба * ) ..................... ■ 601 255 456 613 1,0 Саскачеван . . . . . 630 1 1КО 492 761 1,2 Альбер та ......................... 655 / ІОУ 375 582 0,9 Юкон................................. 535 27 9 4 0,01 Британская Колумбия . 915 179 392 523 0,5 Сев.-Загіадн. Области . 3.129 20 17 7 0,002 Вся Канада . . ■ 9.334 5.366 7.205 8.769 0,9 В первых пяти провинциях, которые в своей сово­ купности образуют восточную Канаду, в 1901 году проживало 8 8 % всего населения страны, в 1911 году 76»/«, а в 1921 году— 71 °/0; наоборот, на западную часть Канады приходится все растущая доля населения всей страны. И если по плотности населения западная Канада уступает весьма сильно восточной, 4 главные провинции ее в настоящее время уступают лишь Он­ тарио и Квебеку по абсолютному количеству населения. В общем и целом же плотность населения Канады должна быть признана чрезвычайно незначительной, ибо даже паиболее населенные провинции ее имеют плотность населения меньшую, чем плотность населения в такой сравнительно слабо еще заселенной стране, как Соединенные Штаты (13 ,8 чел. на 1 кв. килом.). ІІо плотности населения Канада стоит на одном из послед­ н и х мест среди всех стран земли; близкую к ней плот­ ность населения имеют лишь Сибирь (без Степного края и Дальнего Востока), где она составляет 0,9 чел. на 1 кв. килом., и Австралия, где она еще меньше— 0,7 чел. на 1 кв. километр. В связи с заселением западной Канады ее города росли с чисто американской быстротою. В настоящее время в Канаде имеется 5 городов с населением свыше 100 .000 человек, население которых по данным States­ man’s learbook на 1922 год составляло: *) Территории провинций Квебек, Онтарио и Манитобы даны в новых границах 1912 года, а именно: в состав провинции Квебек включена территория Ungava (северная часть пол. Лабрадора); в состав провинций Онтарио и Манитобы включены части терри­ тории Kecwutin (район к западу от Гудзонова залива до 60° север­ ной широты). Монреаль ............................... 607 .083 Торонто.................................... 376 .538 В и н н и п е г ............................... 178 .364 О т т а в а .................................... 167 .137 В э н к у в э р ...............................100.401 Из этих городов Виннипег и Вэнкувэр лежат в за­ падной Канаде. Еще в 1871 году Виннипег был не­ большой деревушкой около поста компании Гудзонова залива „Fort Garry", в нем было всего 24-1 житель. Тринадцать лет спустя, в 1901 году, население Вин- пипега составляло 42 .340 жителей, в 1911— 186 .035 , в 1916— 163.000. Таким образом, за какие-нибудь сорок лет из маленькой деревушки вырос крупнейший городской центр всей Западной Канады. В настоящее время Виннипег является крупнейшим центром торговли сельско - хозяйственными продуктами в Канаде и по оборотам хлебной торговли занимает одно из первых мест в мире после Чикаго. Почти все продукты сель­ ского хозяйства степных провинций идут через Винни­ пег, откуда начинается поток грузов па восток. Еще более паразительный пример быстрого роста населения представляет ropijfr Вэнкувэр. Вэнкувэр был основан в 1885 году, против острова того же названия как конечная станция Тихоокеанской' железной дороги. В 1901 году Вэнкувер насчитывал 26 .000 жителей, в 1911 г. уже 100.401. Это колосальпое развитие города объясняется глав­ ным образом тем, что город является конечным пунктом трансконтинентальной железной дороги и является наи­ более значительным морским портом провинции Колум­ бии. Огромные ее минеральные, лесные богатства и почти еще неиспользованные водные силы наряду с возможностью крупного развития скотоводства и плодо­ водства и в дальнейшем обеспечивают крупное развитие Вэпкувера. В особенности, значение его велико теперь после прорытия Панамского канала. Из других городов Западной Канады следует отме­ тить Эдмонтон и Калгари. Оба они лежат в провинции Альберта. Калгари лет 30 тому назад состоял всего из нескольких домов, в 1901 году население его со­ стояло из 5 .000 жителей, в 1911 году — 43 .704 , а в 1916 г.— 56 .302 . Это быстрое развитие стоит в тесной связи с ирригационными сооружениями Канадской Тихо­ океанской железной дороги, которые ведут свое начало от Bowriver’a, 2 мили ниже Калгари, и должны оро­ шать свыше 3 ыилл. акров земли и которые, в связи со значением зимних пастбищ для скота западной Аль­ берты, делают Калгари важным центром торговли про­ дуктами скотоводства н зерновыми хлебами. Калгари в настоящее время является важным мукомольным центром и также рынком, снабжающим съестными припасами восточную Колумбию. Столица Альберты с 1905 г., Эдмонтон, развивается еще быстрее. Лишь в 1904 году Эдмонтон стал городом, в 1911 году население его со­ ставляло 24 .800 , в 1916 году— 53 .794 . Этот быстрый рост объясняется исключительно благоприятными усло­ виями расположения города; он лежит в- пределах пло­ дородного пояса провинции, вблизи северной лесной полосы, около него имеются залежи каменного угля; при этом через город проходят две трансконтиненталь­ ные дороги и судоходная река Саскачеван. Благодаря этим условиям, город быстро становится промышленным

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz