Вестник Мурмана. 1923, № 44 (3 нояб.).
№ 44. М У Р М А Н А . 17 2,5 — 2,6 коп. Расстояние, па которое приходится вы возить бревна н дрова, играет большую роль в произ водственных расходах. Рост последних находится в пря мой пропорциональной зависимости от длины путей вывозки. Место, на которое вывозятся заготовленные мате риалы, расположено где ппбудь на ближайшем берегу реки, как можно ближе к уровню, „обрезу", воды. Бревна складываются с таким расчетом, чтобы их легко можно было скатить в воду с затратой как можно меньшего количества времени. Если вывезены дрова, то складываются они длинными, тянущимися па несколько десятков сажен вдоль берега, поленницами, из тех же самых соображений, быстрого и наиболее удобного спуска всей массы дров в воду. Сразу же после ледохода начинается следующая лесозаготовительная или вернее лесотранспортная опе рация— сплав. Сплавные пути здесь, тянутся па де сятки, а иногда и на сотни верст (сплав на Белое море). Поэтому и сплавные операции в лесах Повенец- кого уезда 'занимают значительное количество времени, растягиваясь па 5— G недель п более. Начинаясь в первой полевине мая, сплав длится до последних чисел нюня н даже до десятых чисел июля, Условна сплава здесь отличаются от сплава остальных районов северной России, отличающихся равнинным устройством поверхности и более медленным течением рек. Горный и порожистый характер местных рек, про хождение сплава но озерам с применением искусствен ных способов передвижения, наконец, зависящее от гидро-метеорологнчесішх условий неодновременное осво бождение от льда рек и озер-—делают сплав несколько более сложным, чем в местностях равнинных. Начавшись в верховьях речных систем, сплав иногда задерживается ледоставом, имеющим место на озерах, через которые проходит спласпый путь. В таких случаях, во избежание задержки ' сплава, принимаются меры к ускорению ледохода или прорубаются каналы для пропуска материалов. Для этого лед пропиливается и „пешится т. е. искусственно проталкивается в вы- посяіцую реку. Начавшийся россыпыо, сплав в озерах берется в „кошели", т. е. связанную цепь бревен и уже в таком компактном виде, при помощи человеческой тяги проводится по озеру. При вступлении в следующую реку кошель раскрывается и сплавляемые лесо-материалы следуют дальше по ее течению снова россыпью. Так как местные реки состоят из порогов, чередующихся с „плесами^, т. е. участками замедленного течения, па которых возможно оседание по берегам сплавляемых материалов, то, чтобы избежать этого, па плесовых участках по середине реки устраивается „запаппая линия", состоящая из двух, неподвижно укрепленных, связок бревен, между которыми и проходят сплавляемые дрова или бревна. Па порогах „карежках" *) и поро жистых участках, которыми так изобилуют реки уезда, во время сплава образуются „заломы“ ,— кучи нагро мождающихся друг на друга бревен. Одно пеудачпое движение бревна и оно застряло в каменистом поро жистом дне реки, па него сейчас же наносятся течением следующие, и в небольшой промежуток времени пх *) Карежки мелкие пороги. образуется гора в песколько десятков штук. „Ломать заломы“ , т. е. разрушать эти кучи застрявших бревен,— одна из самых опасных сплавных работ. Сплавщику приходится, стоя в воде, на камне или невероятпо скользких от воды бревнах, изо всех сил напирать баг ром па те бревна, которые главным образом задерживают залом. Вода и прибывающие с верховьев бревна с огромной силой напирают па такой залом, и как только нарушится равновесие груды, вся она с шумом и огром ной быстротой устремляется по течению. Сплавщик, * иногда находящийся на середине реки, должен успеть по движущейся массе бревен выскочить па берег. Не большая оплошность в таких случаях—и человек может оказаться раздавленным стремительно несущейся массою бревен. У устьев главных сплавных рек, впадающих в Онеж ское озеро или Белое море, для задерживания и улавли вания сплавляемых материалов устраиваются коренные запани, а ниже их иногдк ставятся еще подзапапи. Здесь дрова выгружаются на берег, а бревна, если позволяют условия, подвергаются „сплотке",— составле нию из них плотов для транспортирования на более отдаленный рынок. Если устье не отвечает условиям, благоприятствующим сплотке, то последняя производится где нибудь в ближайшей более удобной бухте - губе. Когда очищен „хвост" сплава, т. е. сброшены в воду осевшие по берегам или •застрявшие материалы, сплав ная „снасть", —все те приспособления, которые облег чают и делают возможным сплав, убираются до следую щего сезона. „Форсовая“ или высокая вода в реке спадает, п текущий заготовительный сезон в лесу окончен. Говоря о сплаве трудно умолчать о состояппн сплав- пых путей в ІІовепецком уезде. В этом отношении реки уезда не могут считаться вполне хорошими сплавными путями. Они от времени засорены топляком и падающим с берегов буреломом. ІІа некоторых реках большим препятствием к сплаву служат пороги и „карежки". Для улучшения сплава и предотвращения дальнейшего засорения рек, в некоторых лесных дачах предполага лась расчистка порожистых участков и вырубка по бе регам растущего леса па расстоянии 10—-17 метров от воды. Улучшение сплавных путей,— одпп из очередных вопросов местного лесного хозяйства. Хороший сплавной путь значительно удешевляет расходы на заготовку единицы древесины, так как требует меньшего коли чества сплавных рабочих, Сплотка бревен— одна из самых требовательных и трудных лесопромышленных операций. Сплачиваемые бревна связываются в известном порядке при помощи еловых прутьев, канатов или цепей и жердей. Сплачи вать бревна приходится с таким расчетом, чтобы плот выдержал иногда весьма неблагоприятный водный путь до Петрограда. Плохо сплоченная „ гонка",—группа плотов, рассчитанная на буксировку одним пароходом, при случающихся сильных ветрах может легко потер петь аварию, и несколько тысяч бревен, составляющих такую „гонку“ , могут оказаться потерянпыми для лесопро мышленного предприятия. При поденном найме сплавных рабочих в 1913 г. заработная плата выражалась 4 — 8 руб. в неделю на готовом питании, в 1914 г. та же плата возросла до 8 — 12 руб. При подрядной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz