Вестник Мурмана. 1923, № 44 (3 нояб.).
16 В Е С Т Н И К № 44. ! Следующие номер „ В г а и и # JKyp jMw r іуігш лесбііщей торжествам 6 “О й годовщины Октябрьской революции. касается наличия кормовых средств для скота, то в этом отношении различные районы дают разную картину. Вообще же нужно сказать— железнодорожное население плохо обеспечено грубыми кормами. Мурманская желез ная дорога проходит среда болот, лесов н скал, где естественно, каждую пядь сенокосной площади прихо дится отвоевывать с большим напряжением труда. Для железнодорожников положение ухудшается в том отно шении, что возможная площадь сенокоса ограничивается полосою отчуждения, где выбор мест для сенокошения крайне ничтожен. II тем не менее железнодорожное население, будучи поставлено в невыносимо тяжелые условия, проявило колоссальную энергию но части уве личения сепакоспой площади. 111. Кузьмин. (Продолжение следует). Характер дееных заготовок в Повенецком уезде. Занятие лесным промыслом в Повенецком уезде следует без преувеличения считать господствующим среди местного населения. В нем занято значительное коли чество работоспособных жителей, оп же дает наиболь шие, как в абсолютных, так п относительных величинах, заработки. Но кроме этого, чисто экономического зна чения, которое нредставлает собою лесной промысел в Новенецком уезде, оп интересен еще и некоторыми чисто местными, вытекающими из устройства поверх ности и распределения енлавных путей, особенностями, не встречающимися в других частях Карельской респуб лики. Слабая населенность уезда, горный характер поверхности некоторой его части, обилие водных про странств, приспособленных или могущих быть приспо собленными к сплаву, чередование озер (с медленно текущей водой) и рек (быстротекущих); все это вместе взятое и делает здесь лесные заготовки и первичный транспорт лесных материалов песколысо своеобразным. Заготовка леса в Повенецком уезде пачинается с осени, по наступлении сухой морозной погоды, иногда до появления снежного покрова. Рабочие, принятые заранее па заготовку, отправляются на отведенные к рубке лесосеки, отстоящие иногда довольно далеко от населенных мест, сооружают там временные жилища— избушки, без печей и труб с простым очагом по сере дине, и после этого приступают к самой заготовке. Следует упомянуть о тех невыносимо тяжелых условиях, в которых приходится проводить зиму заготовщикам в подобных избушках, составляющих стан. Прп плохом питании людям приходится лшть в грязных дымных и холодных избушках, следует удивляться той выпосливостп и трудовому героизму которые проявляют заготовщики, работая в таких условиях. Заготовщики обыкновенно работают парами. Такая пара повалив некоторое коли чество, „хлыстов", т. е. полных нераспиленных деревьев, освобождает их от сучьев и коры. Работа протекает довольно интенсивно. Из хлыста получается одпо-два, реже три бревпа самых разнообразных размеров от 6,4 до 10,7 метров длины. Нужно сказать, что это один из крупных недостатков пашей лесной промышлен ности, отсутствие твердо установленной стандартизации. Пишущему эти строки не далее как истекшим летом пришлось наблюдать картину безвыходпого положения администрации Иовенецкого лесопильного завода при погрузке пиленых материалов в суда. Нужно было более пли менее точно определить объем Погруженных досок, чего пи как нельзя было сделать, в силу того, что все они были самых разнообразных размеров по длине; необходимо было сложное сортирование каждого сорти мента по 0— 7 основным группам, чего в виду сроч ности погрузки нельзя было сделать, да работа эта была бы невероятно сложной и значительно удорожила бы стоимость материалов. Валятся деревья с таким расчетом, чтобы получились наиболее удобные пути на главный, выходящий к сплавной артерии путь— „волок“. Когда окончена очистка и распиловка, приступают к вывозке заготовленных материалов к берегу реки или озера, т. е. к начальному месту сплава. Общими усп- лиями работающих на данной лесосеке прокладывается главный волок. Для этого люди, вереницей в 8 0—50 чел., проходят по намеренному направлению протаптывая до рогу. Иногда в особенно снежные зимы эго протапты вание повторяется несколько раз под ряд, чтобы осно вательнее умять снег. Такое же протаптывание пути повторяется после каждого значительного снегопада. В некоторые зимы прокладка волока и поддержание его в надлежащем норядке требует не малых усилий со стороны заготовщиков. Оплата этих двух стадий заго товки— рубки и вывозки— в большинстве случаев уста навливается вместе, т. е. одни и те же рабочие нани маются на заготовку и вывозку, и расчет с ними ведется уже по количеству доставленных к месту сплава бревеп или обелепых единиц, если заготовлялись дрова. Заработная плата при выполнении этих работ дер жалась более или менее высоко. В тех случаях, когда сдавались указанные работы отдельно друг от друга и расчет велся поденный, плата за рабочий день выра жалась в следующих цифрах: заготовка в среднем в 1913 г.— 1 р., в 1914 г. — 1 р. 25 к. вывозка „ „ 3 „ 5 „ 50 „ Когда наем имел в виду обе работы вместе, то рас чет велся на едпшщы, на бревна или куб. саж. для дров; например, за заготовку и вывозку одного 9-ти аршинного бревна 6 вершковой толщины, при рас стоянии вывозки до 5 верст платили 70— 80 коп., что давало расхода на 1 куб. фут заготовленной древесины
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz