Вестник Мурмана. 1923, № 44 (3 нояб.).

16 В Е С Т Н И К № 44. ! Следующие номер „ В г а и и # JKyp jMw r іуігш лесбііщей торжествам 6 “О й годовщины Октябрьской революции. касается наличия кормовых средств для скота, то в этом отношении различные районы дают разную картину. Вообще же нужно сказать— железнодорожное население плохо обеспечено грубыми кормами. Мурманская желез­ ная дорога проходит среда болот, лесов н скал, где естественно, каждую пядь сенокосной площади прихо­ дится отвоевывать с большим напряжением труда. Для железнодорожников положение ухудшается в том отно­ шении, что возможная площадь сенокоса ограничивается полосою отчуждения, где выбор мест для сенокошения крайне ничтожен. II тем не менее железнодорожное население, будучи поставлено в невыносимо тяжелые условия, проявило колоссальную энергию но части уве­ личения сепакоспой площади. 111. Кузьмин. (Продолжение следует). Характер дееных заготовок в Повенецком уезде. Занятие лесным промыслом в Повенецком уезде следует без преувеличения считать господствующим среди местного населения. В нем занято значительное коли­ чество работоспособных жителей, оп же дает наиболь­ шие, как в абсолютных, так п относительных величинах, заработки. Но кроме этого, чисто экономического зна­ чения, которое нредставлает собою лесной промысел в Новенецком уезде, оп интересен еще и некоторыми чисто местными, вытекающими из устройства поверх­ ности и распределения енлавных путей, особенностями, не встречающимися в других частях Карельской респуб­ лики. Слабая населенность уезда, горный характер поверхности некоторой его части, обилие водных про­ странств, приспособленных или могущих быть приспо­ собленными к сплаву, чередование озер (с медленно текущей водой) и рек (быстротекущих); все это вместе взятое и делает здесь лесные заготовки и первичный транспорт лесных материалов песколысо своеобразным. Заготовка леса в Повенецком уезде пачинается с осени, по наступлении сухой морозной погоды, иногда до появления снежного покрова. Рабочие, принятые заранее па заготовку, отправляются на отведенные к рубке лесосеки, отстоящие иногда довольно далеко от населенных мест, сооружают там временные жилища— избушки, без печей и труб с простым очагом по сере­ дине, и после этого приступают к самой заготовке. Следует упомянуть о тех невыносимо тяжелых условиях, в которых приходится проводить зиму заготовщикам в подобных избушках, составляющих стан. Прп плохом питании людям приходится лшть в грязных дымных и холодных избушках, следует удивляться той выпосливостп и трудовому героизму которые проявляют заготовщики, работая в таких условиях. Заготовщики обыкновенно работают парами. Такая пара повалив некоторое коли­ чество, „хлыстов", т. е. полных нераспиленных деревьев, освобождает их от сучьев и коры. Работа протекает довольно интенсивно. Из хлыста получается одпо-два, реже три бревпа самых разнообразных размеров от 6,4 до 10,7 метров длины. Нужно сказать, что это один из крупных недостатков пашей лесной промышлен­ ности, отсутствие твердо установленной стандартизации. Пишущему эти строки не далее как истекшим летом пришлось наблюдать картину безвыходпого положения администрации Иовенецкого лесопильного завода при погрузке пиленых материалов в суда. Нужно было более пли менее точно определить объем Погруженных досок, чего пи как нельзя было сделать, в силу того, что все они были самых разнообразных размеров по длине; необходимо было сложное сортирование каждого сорти­ мента по 0— 7 основным группам, чего в виду сроч­ ности погрузки нельзя было сделать, да работа эта была бы невероятно сложной и значительно удорожила бы стоимость материалов. Валятся деревья с таким расчетом, чтобы получились наиболее удобные пути на главный, выходящий к сплавной артерии путь— „волок“. Когда окончена очистка и распиловка, приступают к вывозке заготовленных материалов к берегу реки или озера, т. е. к начальному месту сплава. Общими усп- лиями работающих на данной лесосеке прокладывается главный волок. Для этого люди, вереницей в 8 0—50 чел., проходят по намеренному направлению протаптывая до­ рогу. Иногда в особенно снежные зимы эго протапты­ вание повторяется несколько раз под ряд, чтобы осно­ вательнее умять снег. Такое же протаптывание пути повторяется после каждого значительного снегопада. В некоторые зимы прокладка волока и поддержание его в надлежащем норядке требует не малых усилий со стороны заготовщиков. Оплата этих двух стадий заго­ товки— рубки и вывозки— в большинстве случаев уста­ навливается вместе, т. е. одни и те же рабочие нани­ маются на заготовку и вывозку, и расчет с ними ведется уже по количеству доставленных к месту сплава бревеп или обелепых единиц, если заготовлялись дрова. Заработная плата при выполнении этих работ дер­ жалась более или менее высоко. В тех случаях, когда сдавались указанные работы отдельно друг от друга и расчет велся поденный, плата за рабочий день выра­ жалась в следующих цифрах: заготовка в среднем в 1913 г.— 1 р., в 1914 г. — 1 р. 25 к. вывозка „ „ 3 „ 5 „ 50 „ Когда наем имел в виду обе работы вместе, то рас­ чет велся на едпшщы, на бревна или куб. саж. для дров; например, за заготовку и вывозку одного 9-ти аршинного бревна 6 вершковой толщины, при рас­ стоянии вывозки до 5 верст платили 70— 80 коп., что давало расхода на 1 куб. фут заготовленной древесины

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz