Вестник Мурмана. 1923, № 44 (3 нояб.).
№ 44. М У Р свая, Ярославская, Костромская, Вятская, Тверская, Смоленская, Псковская, Витебская и друг. Какое коли чество скота вывезено из каждой губернии—не предста вляется возможным учесть. Во всяком случае можно определенно сказать, что переброска скота идет главным образом из Северо - Западной Области и Северной. Откуда набираются служащие, оттуда и скот идет. В деле снабжения железнодорожного населения скотом крупную роль сыграла и Агрослужба Несмотря на то, что последняя за все время своего существо вания пе обладала операционными средствами, тем не менее с помощью ее значительные партии скота рас пределены на льготных условиях среди железнодорож ников. Так в 1922 году по всей линии было распре делено коров 70 шт., телят ярославской породы— 80 шт. из своих Агробаз; поросят иоркшйрскон породы (метисы) до 120 шт., также из своих хозяйств, коз до 140 го лов. В 1928 году распределено коров 65 шт., по росят— 160. В предыдущие годы— 1919, 1920 и 1921 железнодорожное население в большей стенепи снабжа лось Агрослужбой кроликами и козами, которые в по следующее время почти никого пе стали интересовать, за исключением северных участков, где козы и но сей час в большом спросе. Прирост скота увеличивается не только путем за воза, по и благодаря естественному размножению. В предыдущей таблице было указано, что за 5 лет ко личество молодняка увеличилось с 20 шт. до 577, т. е. увеличение произошло в 26 раз. В это же время количество коров увеличилось всего лишь в 5 1 /2 раз. Из этого сопоставления видно, что в последние годы железнодорожное население усиленно занялось разведением крупного рогатого скота; воз росший интерес к животноводству заставил стать железнодорожника имепно ва этот путь увеличения ко личества скота, хотя оп может быть и более дорогой, чем непосредственная закупка, по расходы па это рас кладываются равномерно в течение 2 — 3 лет—период выращивания молодняка. Случные пункты. Организация случных пунктов почти исключительно лежала на обязанности Агрослужбы. Общее число случ ных (бычьих) пунктов но железнодорожной линии доходит до .15; из них Агрослужбою организовано и содержится 12, остальные созданы непосредственно самими железнодорожниками-екотоводами. Существующее число случных пунктов далеко не может обслуживать всего скота железнодорожников, которые во многих случаях вынуждены обращаться к соседним крестьянам па предмет получения быков. На случных пунктах, помимо быков, имеются хряки на 4-х пунктах, козлы на 5-ти пунктах. Быки производители по породам распределяются: Ярославских — 5, Холмогорских — 4; остальные или мыстной русской породы или метисы - Ярославской или Холмогорской породы. Породы скота. Выше было указано, что в большинстве случаев скот у железнодорожников завозный из разных север ных губерний. Естественно предположить, что и пре М А Н А, 15 обладающей породой будет являться местная русская порода. Так оно и есть. Из данных анкеты па вопрос о породе отвечают „русская" и лишь редко можно встретить ответ, — встречаются отдельные экземпляры Ярославок, Холмогорок. Ярославской породы коровы наиболее распространены на первом участке— в районе Звапки, где по близости имеется племенной разсадиик Ярославской породы, организованный Агрослужбою, а также и быки - производители той же породы. В этом же районе встречается и Холмогорская порода. На се верных участках кое-где встречаются отдельные экзем пляры Северо-финского отродья комолые белые коровы п восточпо-финские. Молочная производительность. Центром тяжести всего скотоводства железнодорож ников является молочный скот, ибо главное пополнение продовольственного бюджета его идет от молочной про дукции скота. Размеры ежедневных удоев в разпых районах видны из следующей таблицы. У д О и. Хороший. и Средпий. и Плохой. . Средний щ Районы. о 2 со 3 § О » з й 2 м убой но о Я © м1 И £ § Я s району. 1..................... 20 б. (34) 11 б. (83) 8 б. (32) 14 б. 2 . . . . 18 „ (12) 12 „ ( И ) 7 „ (12) 12,5 „ 3 . . . . 17 ., (8) 1 1 , 5 , (В) 7 „ (8) 1 1 , 8 , 4 . . . , 16,5 „ (12) 11,2 „ (11) 6,9 „ (6) 1 1 , 5 , . Годовой удой в ведрах, в средн. . . 120 в. 80 в. 50 п. 80 в. Оказывается, но мере продвижения с юга на север средпяя удойность коров постсиоппо падает. Это так и должно быть. Условия содержания скота и кормления его на севере находятся в обстановке худшей не жели на юге. Достаточно сказать, что па северных участках дороги вместо обычных кормов коровам задается мох, селедка, древесные листья и т. д. От подкармли вания такими суррогатами ожидать высокой удойности іте приходится. И, пе, смотря на такую низкую удойность, железно дорожники все-таки увеличивают количество коров. Объясняется это тем обстоятельством, что цены на мо локо и молочные продукты на Мурманской железной дороге нисколько не ниже, чем и в Петрограде, а в некоторых районах (Мурманск, Кола и т. д.) даже выше. Это и составляет главный стимул в развитии скотоводства средп железнодорожников. Кормовые средства.. Темп развития животноводства и размеры его в зна чительной степени определяются двумя моментами — во первых, потребностями населения в молочной продукции и мясе и, во вторых,— наличием кормовых средств—сена, соломы и т. д. Что потребности у железнодорожного населения очень большие в молоке, в этом нет ника ких сомнений. Высокие цепы на молоко и молочные продукты по всей линии Мурманской жел. дор. с боль шою убедительностью нас убеждают в этом. Что же
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz