Вестник Мурмана. 1923, № 44 (3 нояб.).
14 ВЕСТНИК № 44. Второй район, более удаленный от Петрограда, имеющий сравнительно благоприятные условия в отно шении обеспеченности кормовой площадью имел значи тельно больший размер роста в скоте. За 5 лет число коров увеличилось с 70 до 700 голов, т. е. ровно в 10 раз, тогда как в первом районе увеличение было всего лишь в 3,5 раза. Северные районы— В и 4, как с менее благоприят ными климатическими условиями, в меньшей степени развили скотоводство. В первые годы 1919 и 1920 гг. железнодорожники имели очень мало скота. Так, в запо- лярпом районе в 1919 году было всего 25 голов рога того скота, а в Кемском (III) за то же время 40 коров. Однако, в последующие годы количество скота у железно дорожников и здесь сильно возросло. В третьем районе с 40 голов количество поднялось до 340 шт., т. е. уве^ личилось в 8 раз, а в четвертом с 25 до 206 коров пли тоже в 8 раз. В общем нужно признать, что скотовладение у же лезнодорожников за последнее время сильно увеличилось. Одпако, картина была бы не полная, если бы мы не указали еще и на рост молодняка-телят и нетелей. ІІо всем районам отмечается значительное увеличение числа телят. В первом районе с 12 телят в 1919 году число их увеличи лось до 836 шт., во втором с 6 до 120, в третьем с 2 до 76 шт. Что же касается самого северного района, то здесь вна чале у железнодорожников совсем не было телят п лишь с 1921 года число их возросло до 45 шт. То обстоя тельство, что транспортники начали выращивать молод няк—является крайне показательным. Домообзаводство железнодорожника приняло более устойчивые формы, начала создаваться определенная крепь железнодорожного населения. Прежнее бегство железнодорожников с линии в зна чительной степени прекратилось. Оседающее население постепенно шаг за шагом начало осваивать земельные угодья, используя их главным образом в целях раз вития животноводства. До самого последнего времени скотоводство на севере было развито в самых малых размерах. Даже крестьянское население совершенно не интересовалось разведением свиней. На двух северных районах железно дорожники до 1920 года не имели ни одной свиньи. Начиная же с 1921 года, из данных вышеприведенной таблицы видно, что свиноводство в сильной степени стало возростать. В 1919 году общее число свиней по всей линии равнялось 156 шт., в настоящее время число их уве личилось до 2 .258 шт. В отношении развития свино водства в крае нужно признать, что железнодорожники были первыми среди всего населения, которые обратили серьезное внимание на эту отрасль хозяйства, и тем самым положили начало новому делу свиноводства в более широких размерах. Железнодорожники почти пер вые, с помощью Агрослужбы, завели у себя улучшенную породу свипей-метисоз иоркширов и в дальнейшем рас пространили ее среди и крестьянского населения. Козоводство имело почти ту же степень развития по количеству, что и свиноводство. Число коз с 1919 г. по 1923 год по всей линии увеличилось с 77 шт. до 2 .009 шт. Начало козоводству было положено в южных районах, а затем оно быстро стало поДвигаться на даль г Число голов і. о д ы. всякого скота. 1919 . 676 1920 . 1 .118 1921 . 2 .458 1922 . 4 .472 1923 . 7 .198 ний север, где козы, при отсутствии в достаточном к о личестве грубых кормов, часто конкурировали с ко ровами. И в настоящее время па крайнем севере имеется колоссальный спрос на коз. Теперь нам остается сказать лишь о кролиководстве. Эта, отрасль достигла своего кульминационного развития в 1921 году: в это время общее число кроликов по линии равнялось 3 .833 шт., а затем число их стало быстро снижаться и в 1923 году их было уже всего лишь 1 .019 шт. Кролиководство стало вытесняться более" сильными конкурентами— свиньями. Вышеприведенная таблица определенно свидетель ствует о том, что скотоводство железнодорожников из года в год растет. Общее часло всякого скота за рас сматриваемый период времени сильно увеличилось, что и видно из нижеприводимой таблички (кролики не входят). Количество скота росло почти и геометрической прогрессии, увеличива ясь езкогодно почти в ДЕа раза. Между тем, населе ние в это время численно падало. В достаточной ли степени железнодорожное населе ние насыщено скотом? Нет. Об этом свидетельствует т о т ' факт, что до настоящего времени железнодорожники предъявляют колоссальный спрос ка коров, свиней и коз. Те из железнодорожников, которые в состоянии за купить коров, свиней и коз, покупают и везут к месту своей службы. В данный момент, хсогда пишу эти строки, ежедневно десятки железнодорожников берут наряды для перевозки скота и сена и везут, главным образом, па север. Завоз екоіа. Выше мы проследили движение всех видов скота во времени и по районам. Оказалось, что за истекшие пять лет почти равномерпо из года в год увеличивалось количество скота. При чем в южных районах увеличе ние было сильнее в первые годы, а в северном-—в по следние. Каким путем увеличивалось количество скота? Мас совое увеличение скота происходило в стихийпом про цессе приспособления железнодорожников в новой для них и суровой обстановке. Восполнении продовольствен ного бюджета их можно было достигнуть путем лишь приобретения домашних животных— коров, свиней, коз и т. д. Прежде всего яселезнодорожпики обзаводились тем или ипым видом скота путем покупка его у бли жайших крестьян, что можно было наблюдать в южных районах железной дороги. Но благодаря редкому на селению, это не так часто удавалось. В большинстве же случаев скот приобретался путем завоза илп с мест прежней службы или из тех деревень, откуда пришли на службу железнодорожники. Можно смело утверждать, что 75 процентов всего скота завезено па линию именно таким путем. Право льготного провоза скота для служащих на железной дороге дало широкую воз можность увеличить скотоводство. Районы и губернии, которые были поставщиками скота для железнодорож ников, оказались следующие: Петроградская, Новгород-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz