Вестник Мурмана. 1923, № 44 (3 нояб.).

№ 44. М У Р М А Н А. 13 представляло собою чрезвычайно подвижной элемент. Рабочие и служащие дороги в течение одного года часто переходили с одного места на другое, а то и совсем убегали. В дальнейшем, когда экономическое положение стало несколько улучшаться, когда железно­ дорожники обратили серьезное внимание на свое домо- обзаводство, приобретая коров, коз п свиней и заводя свое маленькое подсобное хозяйство, положение их на месте стало более устойчивым и длительным. Наличие значительного количества всякого рода скота уже сви­ детельствовало о том, что железнодорожники прикрепи­ лись к службе и хозяйству и тем самым положили начало оседлости и колонизации края. Скотоводство. В то время, как численность железнодорожного населения за последние 5 ле т сократилась почти в два раза, количество скота увеличилось в несколько раз. Так рост крупного рогатого скота но всей линии выражается следующими данными: Относительное Чисто увеличение скота Годы. KODOB в пР°Дентном от- ^ ' ношении, прини­ мая 1919 г. за 100. 1919 428 100 1920 575 188 1921 1 .250 295 J 922 .......................... 1.763 417 1928 .......................... 2.354 557 В общем, число коров за 5 лет увеличилось в 5Ѵ2 раз, или на 557 процентов. В отношении молодияка, свиней и коз наблюдалась та же картипа, число их также непрерывно росло из года в год, что видно из нежеприводимой таблицы: К О Л И Ч Е С Т В О . Г о д ы . Свиней. Молодняка. Коз. Кроликов. 1919 156 20 17 250 1920 247 36 260 840 1921 560 84 564 3 .833 1922 1.261 285 1.193 2.870 1923 2.258 577 2.009 1.019 Все виды мелкого скота, кроме кроликов, имели тенденцию к возростанию и в довольно значительных размерах. Число свиней возросло в 15 раз, молодняка (телят) в 28 раз, коз в 118 раз и кроликов лишь в 4 раза. При чем кролики в 1921 году достигли максимума в своем развитии, а затем стали численно падать. С улучшением экономического положения кроли­ ководство стало сильно снижаться. Все же остальные виды скота, как выше было указано, сильно возросли. В общем нужно пригнать, что скотоводство среди железнодорожников за отмеченный период времени сильно возрасло, н тем самым положение транспортников зна­ чительно улучшилось и приняло вполне устойчивый характер. Вышеприведенные данные характеризуют общее по­ ложение скотоводства на всей Мурманской железной дороге в целом. Далее интересно развернуть картипу скотоводства но районам дороги, как скотоводство разви­ валось при различных естественно-исторических и эконо­ мических условиях. За районы нами приняты агроно­ мические участки железной дороги. Первый район про­ стирается от Петрограда до Мурианских Ворот; вто­ рой— от Мурманских Ворот до ст. Масельской, третий— от ст. Масельской до Полярного Круга и четвертый от Полярного Круга до Мурманска. Разные естественно-исторические и экономические условия сильно сказались прежде всего на плотности скотоводства в разных районах. В общем, чем реже население, тем меньше скота на единицу площади. И так крк северные районы значительно реже населены, то естественно, там и скота меньше. Однако, за последние 5 лет н северные районы значительно уплотнились в смысле количества скота; суровые условия заставили железнодорожников обратить серьезное внимание на сельское хозяйство. Из нижеприводимой таблицы мы видим, что Север Мурманской железной дороги в сильной с т еп ен и подтяп 1 улся ’айоны. 1 2 3 4 в отнош ении 1919. 1920. 288 415 70 101 40 40 25 19 увелич ения 1921. 1922. 954 1.042 206 385 70 250 20 86 скота 1923. 1.107 700 340 206 Всего . . . — 423 575 1.257 1.763 2.354 1 12 18 47 138 336 Молодняка, телят 2 6 12 25 50 120 и нетелей . . . 3 2 3 10 45 76 4 — — 2 16 45 Всего . . . 20 36 84 285 577 I 106 147 213 636 1.019 Свиней ................. 2 50 100 156 324 498 3 — — 107 175 385 4 — — 84 126 356 Всего . . . — 156 ' 347 560 1.261 2.258 1 47 153 289 563 811 2 30 107 156 367 729 3 — — 64 148 273 ■ 4 — — 55 115 196 Всегс . . . — 77 260 564 1.193 2.0С9 1 180 500 2.000 1.358 232 Кроликов . . 2 70 240 847 *547 271 3 — 50 510 480 252 4 — 50 476 385 . 264 Всего . . . _ 250 840 3.833 2.780 1.019 В отношении крупного рогатого скота в районе с 1919 по 1921 год включительно число голов непре­ рывно росло, в последующие два года прирост скота стал крайне незначительный. Очевидно, степень насы­ щенности района скотом при данных условиях достигла своего максимума и дальнейший прирост скота замедлился. Нужно полагать, что одной из самых важных причин в смысле задержки роста скота было отсутствие в до­ статочном количестве кормовых средств-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz