Вестник Мурмана. 1923, № 44 (3 нояб.).

12 ВЕСТНИК № 44. праздники с отчетами, лекции, рефераты, справочное циатива работников мест, но она только лишь направ- бюро, дружины, курсы, участие в государственных кам- ляется в плоскость интересов строющего жизнь проле- паниях и проч., установив тесную связь в своей школь- тариата. ной работе с месткомом. Подходом к вопросу о строительстве школы с точки зрения выдвинутых задач, разумеется, не убивается ини- Зав. Доркультом В . Звенев. Зав. Соцвосом И . Островский. Седьекое Хозяйство ІИурманеких железнодорожников. (К итогам Агрономической работы Агрослужбы Мурманской жел. дор.). Железнодорожное население. Транспортники Мурманской жел. дор. жили и рабо­ тали при исключительно неблагоприятных климатических, бытовых и экономических условиях. Недавпо построен­ ная железная дорога еще не успела создать надлежащей жизненной обстановки для своих рабочих и служащих. Сплошь и рядом железнодорожники ютились и ютятся и лето и зиму в фанерочных бараках, в старых истре- паных вагонах, наспех сколоченных домиках и т. д. Между тем, суровые климатические условия властно требовали теплых и благоустроенных жилйх помещений, а последних не было. Но этого мало. Железная дорога, проходя по малонаселенным районам, среди дремучих лесов, болот и скал, не смогла создать для транспорт­ ника тех условий, при которых оп мог бы получать для пропитания все необходимые продукты сельского хозяйства. И Мурманский железнодорожник в прошлом, да и в настоящее время больше, чем какой-либо другой транспортник недоедал, а то и просто голодал и болел цыпгой и другими болезнями на почве голода и скверных жилищных условий. Чаша страданий и голода Мурман­ ским железнодорожником испита до дна. Теперь самое скверное пережито, оно осталось позади. Какая же помощь была оказана железнодорожнику в это тяжелое время? Кто помогал железнодорожнику приобрести корову, получить огородные семяна? Кто давал ему советы, как нужно ухаживать за скотом, разводить огороды и т. д.? Для этой цели была органи­ зована Агрослужба, в задачи которой и входило оказы­ вать агрономическую помощь железнодорожникам. Каковы же результаты агрономической деятельности и стихийного процесса в приспособлении железнодорож­ ников к окружающей суровой обстановке. Каковы же конкретные достижения, сделанные в этом направлении? Ниже мы и постараемся посильно ответить на по­ ставленные вопросы и проследить шаг за шагом все этапы сельскохозяйственного домообзаводства железно­ дорожников. Основным материалом для настоящей статьи послу­ жила анкета, разосланная постанциопно железнодорож­ никам и заполненная ими. В этой анкете были поставлены следующие основные вопросы: 1) о населении, 2) о скоте, 8) о посевах и 4) о сенокосных угодиях. Всего было разослано 140 анкет на каждую станцию и разъезд. Получено обратно заполненных 82 анкеты, что составит почти 60 процентов. Кроме того, нами использован ранее накопленный Агрослужбой и Коло­ низационным Отделом материал, характеризующий в той или иной степени сельское хозяйство железно­ дорожников. Общего количества железнодорожного населения анкета не дает, так как не все станции и разъезды дали ответы на нее. А посему пришлось использовать данные Статистического Отдела Мурманской жел. дор. и Административной Службы. При чем точных данных за 1919 год ни тот, ни другой Отделы не могли пред­ ставить в наше распоряжение, а поэтому пришлось остановиться на приблизительных данных. Общее движение населения по годам видно из ниже­ приводимой таблички: Годы. Количество населения. 1919 . . . , . . 70 .123 душ обоего пола. 1920 . ‘ . . . - 75 .425 „ 99 » 1921 . . . . . . 69 .180 „ 99 Я 1922 . . . . . . 60 .312 „ » ” 1923 . . . . . . 44 .511 „ 99 ft Максимум железнодорожного населения падает на 1920 г. В 1918 и 1919 году лишь формировались штаты дороги, часть железнодорожной линии была занята оккупационными войсками, а посему данные указаны лишь приблизительно. Начиная с 1921 года, численность населения быстро падает. Это объясняется общим сокращением служащих и рабочих дороги. В этом году население почти в два раза уменьшилось но сравнению С 1920 годом. Куда же девались уволенные служащие, рабочие и их семьи? Часть их, пользуясь бесплатным проездом, разъехалась по домам, другая перешла на службу на Волховстрой и на лесные раз­ работки в районе Мурманской жел. дор., па рыбные промысла. Состав населения по полу, как и следовало ожидать, выражается значительным преобладанием мужчин над женщинами. По анкетным данным мужчины составляют в среднем по всей железнодорожной линии 70 процен­ тов, а женщины лишь— 30 процентов, с колебанием в разных районах дороги от 80 процентов до 65 про­ центов мужчин, а женщин от 20 процентов до 85 про­ центов. Скверные жилищные условия часто не позволяют семейным служащим переселиться со всей семьей к месту службы, в результате семья раскалывается, муж едет на линию, а жена с детьми остается на прежнем месте службы. Чаще же бывает так: на службу посту­ пают мужчины одиночки и они-то и берут перевес полового состава мужчин над женщинами. В первые годы, когда продовольственное положение было слишком тяжелое, железнодорожное население

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz