Вестник Мурмана. 1923, № 44 (3 нояб.).

старой терминологии учащихся на группы: естествен­ ников (по изучению природы), гумманитаров (по изуче­ нию организ. о-ва), сельско-хозяйственников (по изуче­ нию организ. труда) и проч. В основу клубной - вне­ школьной работы желательно положить „Новые про­ граммы НКП “ , использовав схемы. 20. Во 2-й ступ., особенно во 2-м концентре, же­ лательно подойти к проведению Далтоновского метода, в крайнем случае, использовать идею: вовлечение самих учащихся в разработку производственного плана по тому или иному предмету или группе и урочных целе­ вых заданий на определенное время. 21. Здесь же в последнем концентре необходимо проводить индивидуализацию, обучения особенно во время внеклассных клубных занятий, именно, для более углубленной проработки материала, в зависимости от интереса учащихся могут быть созданы циклы: есте­ ственно-научный (природа), гуманитарный (общество) и индустриальный (труд). Форма занятий должна быть групповая и метод студийно-семинарский. Занятия, под руководством учащих каждой группы, могут быть в не­ делю от 1 до 3 дней. 22. Всякая работа требует ответственности и учета. Педагогическая работа также должна учитываться не только со стороны фиксации статического момента школы, но и учет внутренней постановки дела, определения самой динамики школы. Формы учета могут быть разнообразны: индивиду­ альная и коллективная разработка вопроса (желательна последняя с разделением труда), рефераты, суды, само­ оценка, контрольные тетради учащихся (начиная с 3 группы) с еженедельной записью проработанного ма­ териала, дневники, вплоть до издания журнала, орга­ низации музея и выставок. Учет проводить в процессе обычных школьных занятий, по окончании проработки определенного отдела курса, не приурочивая исключи­ тельно к семестрам. 23. В связи с учетом, проводимым в течение всего года, в формах строго педагогических, абсолютно недо­ пустимы в конце года испытания — экзамены. Даже рекомендованные, осторожные приемы учета и оценки весной текущего года, в целях выявления-физиономии школы, поскольку могут вылиться в руках консерва­ тора педагога в антипедагогические формы, не допу­ скать, а проводить в течение учебного года учет на основании вышеуказанных форм. Никакая фиксация, в роде удостоверений, выдавае­ мых школами в конце недели, с указанием „плохо", „хорошо",— недопустима. 24. В случае требования родителями подобных удо­ стоверений допускать осторожно устные, в некоторых случаях письменные, характеристики об успешности, недостатках и по какому предмету и что именно. 25. Перевод учащихся необходимо делать на осно­ вании характеристики класса, учащих и проч. Оставлять на повторительный курс, за исключением предусмотрен­ ных особым положением, не допускается. С неуспеваю­ щими вести занятия дополнительно, за счет клубной работы, организовав для них подгруппы. 26. Говоря до сих пор о роли учащего в деле организации обучения, необходимо обратить особенное внимание на организацию ученической среды. Необхо­ димо учащему отказаться от прежних форм надзира­ тельской опеки учащихся и перенести центр тяжести в деле воспитания на самих учащихся. 27. Институт классных воспитателей необходимо изжить, взамен их при руководстве учащих, выделен­ ных Педсоветом, необходимо создать организации уча­ щихся. В школе I ступени особенно обратить внимание на организацию „Юных пионеров", которая при руковод­ стве РКСМ и активном участии иедагогов-новаторов может окончательно видоизменить всю затхлую систему воспитания. „Юные пионеры“ могут взять на себя роль орга­ низации учащихся, вводя те же методы создания звеньев, групп, артелей, составляющих первичную ячейку, из крепко спаянных дружбой или общностью интересов детей, которая в дальнейших формах развития объеди­ няется в поклассную, общешкольную, междугакольную организацию вплоть до международной с задачами по­ литического, общекультурного и трудового воспитания учащихся. 28. Как дальнейшее логическое завершение дет­ ского движения в школьном возрасте является при со­ действии РЕСМ и учащихся организация в школах 2 ступени ячейки Еомсомола. При руководстве ячейки Еомсомола с участием педагогов-новаторов должно быть проведено и школьное самоуправление: организация ста- ростата для создания трудовой дисциплины (см. нолож. Наркомпроса), культурно-просветительный (заведывание библиотекой, читальней, кабинетами, лабораторией, по­ становкой вечеров, праздников, выставок, клубной р а ­ боты, издание журнала и проч.) и хозяйственной (завед. хозяйством и делопроизводством школы, самообслужива­ ние, кооперация) и проч. работы. В. Связь школы с населением. Если школа является по существу трудовой, то она должна тем самым тесно переплетаться с интере­ сами окружающей хозяйственной деятельности трудового населения. Последнее, в лице организованного пролетариата, должно принимать активное участие в жизни школы. 29. Со стороны хозяйственной: при каждом дет- учреждении должны быть возобновлены комсоды. Для усиления хозяйственной мощи необходимо при­ влекать рабочие и иные, в лице государственных орга­ низаций, шефства. 30. Со стороны внутреннего направления детучре- жденйя: чтобы школа носила классовый характер, ра­ бочий дух, необходимо усилить влияние рабочих на школу, через школсоветы, обратив внимание па данную сторону при выборах членов в піколсоЕеты. Рабочие члены должны проникать во все стороны школьной жизни и периодически отчитываться перед выборными трудящимися. 31. Затем шефство (со стороны рабочих) должно распространяться не только на укрепление хозяйствен­ ной мощи школы, но и на внутреннее содержание Школь­ ной -работы: трудовой метод преподавания, связь с про­ изводством, .организация детского движения н т. п. 32. В свою очередь, школа должна выйти из рамок замкнутости и ближе подойти к рабочим, организуя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz