Вестник Мурмана. 1923, № 44 (3 нояб.).
старой терминологии учащихся на группы: естествен ников (по изучению природы), гумманитаров (по изуче нию организ. о-ва), сельско-хозяйственников (по изуче нию организ. труда) и проч. В основу клубной - вне школьной работы желательно положить „Новые про граммы НКП “ , использовав схемы. 20. Во 2-й ступ., особенно во 2-м концентре, же лательно подойти к проведению Далтоновского метода, в крайнем случае, использовать идею: вовлечение самих учащихся в разработку производственного плана по тому или иному предмету или группе и урочных целе вых заданий на определенное время. 21. Здесь же в последнем концентре необходимо проводить индивидуализацию, обучения особенно во время внеклассных клубных занятий, именно, для более углубленной проработки материала, в зависимости от интереса учащихся могут быть созданы циклы: есте ственно-научный (природа), гуманитарный (общество) и индустриальный (труд). Форма занятий должна быть групповая и метод студийно-семинарский. Занятия, под руководством учащих каждой группы, могут быть в не делю от 1 до 3 дней. 22. Всякая работа требует ответственности и учета. Педагогическая работа также должна учитываться не только со стороны фиксации статического момента школы, но и учет внутренней постановки дела, определения самой динамики школы. Формы учета могут быть разнообразны: индивиду альная и коллективная разработка вопроса (желательна последняя с разделением труда), рефераты, суды, само оценка, контрольные тетради учащихся (начиная с 3 группы) с еженедельной записью проработанного ма териала, дневники, вплоть до издания журнала, орга низации музея и выставок. Учет проводить в процессе обычных школьных занятий, по окончании проработки определенного отдела курса, не приурочивая исключи тельно к семестрам. 23. В связи с учетом, проводимым в течение всего года, в формах строго педагогических, абсолютно недо пустимы в конце года испытания — экзамены. Даже рекомендованные, осторожные приемы учета и оценки весной текущего года, в целях выявления-физиономии школы, поскольку могут вылиться в руках консерва тора педагога в антипедагогические формы, не допу скать, а проводить в течение учебного года учет на основании вышеуказанных форм. Никакая фиксация, в роде удостоверений, выдавае мых школами в конце недели, с указанием „плохо", „хорошо",— недопустима. 24. В случае требования родителями подобных удо стоверений допускать осторожно устные, в некоторых случаях письменные, характеристики об успешности, недостатках и по какому предмету и что именно. 25. Перевод учащихся необходимо делать на осно вании характеристики класса, учащих и проч. Оставлять на повторительный курс, за исключением предусмотрен ных особым положением, не допускается. С неуспеваю щими вести занятия дополнительно, за счет клубной работы, организовав для них подгруппы. 26. Говоря до сих пор о роли учащего в деле организации обучения, необходимо обратить особенное внимание на организацию ученической среды. Необхо димо учащему отказаться от прежних форм надзира тельской опеки учащихся и перенести центр тяжести в деле воспитания на самих учащихся. 27. Институт классных воспитателей необходимо изжить, взамен их при руководстве учащих, выделен ных Педсоветом, необходимо создать организации уча щихся. В школе I ступени особенно обратить внимание на организацию „Юных пионеров", которая при руковод стве РКСМ и активном участии иедагогов-новаторов может окончательно видоизменить всю затхлую систему воспитания. „Юные пионеры“ могут взять на себя роль орга низации учащихся, вводя те же методы создания звеньев, групп, артелей, составляющих первичную ячейку, из крепко спаянных дружбой или общностью интересов детей, которая в дальнейших формах развития объеди няется в поклассную, общешкольную, междугакольную организацию вплоть до международной с задачами по литического, общекультурного и трудового воспитания учащихся. 28. Как дальнейшее логическое завершение дет ского движения в школьном возрасте является при со действии РЕСМ и учащихся организация в школах 2 ступени ячейки Еомсомола. При руководстве ячейки Еомсомола с участием педагогов-новаторов должно быть проведено и школьное самоуправление: организация ста- ростата для создания трудовой дисциплины (см. нолож. Наркомпроса), культурно-просветительный (заведывание библиотекой, читальней, кабинетами, лабораторией, по становкой вечеров, праздников, выставок, клубной р а боты, издание журнала и проч.) и хозяйственной (завед. хозяйством и делопроизводством школы, самообслужива ние, кооперация) и проч. работы. В. Связь школы с населением. Если школа является по существу трудовой, то она должна тем самым тесно переплетаться с интере сами окружающей хозяйственной деятельности трудового населения. Последнее, в лице организованного пролетариата, должно принимать активное участие в жизни школы. 29. Со стороны хозяйственной: при каждом дет- учреждении должны быть возобновлены комсоды. Для усиления хозяйственной мощи необходимо при влекать рабочие и иные, в лице государственных орга низаций, шефства. 30. Со стороны внутреннего направления детучре- жденйя: чтобы школа носила классовый характер, ра бочий дух, необходимо усилить влияние рабочих на школу, через школсоветы, обратив внимание па данную сторону при выборах членов в піколсоЕеты. Рабочие члены должны проникать во все стороны школьной жизни и периодически отчитываться перед выборными трудящимися. 31. Затем шефство (со стороны рабочих) должно распространяться не только на укрепление хозяйствен ной мощи школы, но и на внутреннее содержание Школь ной -работы: трудовой метод преподавания, связь с про изводством, .организация детского движения н т. п. 32. В свою очередь, школа должна выйти из рамок замкнутости и ближе подойти к рабочим, организуя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz