Вестник Мурмана. 1923, № 44 (3 нояб.).

10 ВЕСТНИК № 44. 7. Задача участковых административных и профес­ сиональных органов в целях, как, поднятия педагоги­ ческой квалификации, так и объединения педагогической мысли не только в районном масштабе транспорта, но и с территориальными учащими и организациями,— со­ здать или участковый Педсвет, или Учпедкомиссию с инструктирующей школой (если имеются в наличии квалифицированные работники), которые должны жить единой органической жизнью со всеми школами и ор­ ганизациями, периодически собираясь для разрешения вопросов, связанных с непосредственной практической школьной работой, путем выделения специально ярабо­ чего дня’4, созываемого раз в две недели. 8. Для массового учета работы дет'учреждений и втягивания учащих, как к выработке общего производ­ ственного плана, так и к выполнению его, периоди­ чески должны созываться конференции или совещания, которые явятся одним из методов общественного воспи­ тания работника, приучая его делать доклады, читать рефераты, давать уроки и проч. Б. Учебно-воспитательная сторона, Для того, чтобы достигнуть наибольших возможно­ стей в осуществлении задач трудовой школы, необходимо, учтя опыт прошлых лет, подойти особенно серьезно к организации учебно-воспитательного дела, от которого зависит все содержание мышления и деятельности под­ растающего поколения. 9. Для создания единства образовательной 1системы в СССР необходимо с начала учебного года перейти к 4-х-летке— 1-й ступень и 5-ти-летве с 2 концен­ трами (о и 2 года)— ‘2-я ступень, как наиболее жизненно оправдываемому тину школы на Мурманской ж. д. 10. Применительно к данному типу необходимо положить в основу школьной работы, как методическое руководящее начало (особенно в клубной, внешкольной работе), повые схемы Наркомпроса для школ I и II-й ступени (см. Новые программы для Един. Труд. Школы выи. I, Госизд. 1923 г.). 11. Школа является общедоступной для пролета­ риата. Прием производится, строго сообразуясь с воз­ растным делением (см. полож. Наркомпроса), в опре­ деленное время. При чем в группу А с весны, в крайнем случае с осени, за 10— 14 дней до начала занятий со всей школой, дабы ознакомиться с детьми, ввести их в дух организованной школьной работы. В течение учебпого года прием не желателен, кроме случаев перехода из других школ, в связи с переездом родителей или по иным уважительным причинам. 12. Прием в школу II ступени производится без всту­ пительных испытаний, на основании удостоверений и отзывов, выданных школами. Но, чтобы обеспечить про­ дуктивность занятий, желательно в течение 10 — 14 дней до общих занятий провести с вновь принятыми занятия проверочного характера или из курса пройденного в 1-й ступ, или, вновь разрабатывая материал, учитывая программные требования 1-й ступ. (см. положение об учете работ учащих и учащихся). Пред началом учебного года желательна организация школьного праздника с учетом летней работы и произ­ водственного плана на учебный год. 13. Для учета личного состава учащих и учащихся должны быть введены особые книги с подробными ука­ заниями о рождении, социальном, имущественном поло- жении, прохождении образования и проч. Для учета педагогической работы должны быть введены установленной Наркомпросом формы классные журналы. 14. Содержание школьного обучения и воспитания должно быть строго жизненным, проникнутым классо­ вым духом. Политическое воспвтапие, в широком смысле слова, не может ограничиться только преподаванием политграмоты (которое является обязательным), чтением газет и прочее, оно должно преломляться во всех пред­ метах школьного обучения и в самом духе школьной организации. 15. Не ограничиваясь прохождением обще-образо­ вательных предметов: родного языка, математики, есте­ ствознания, обществоведения, необходимо обратить вни­ мание на гигиену, физическое и эстетическое воспита­ ние и на сельское хозяйство (где есть возможность) как в школах I, так и II ступени. П р и м е ч а н и е . Так как объектом изучения должна быть трудовая хозяйственная жизнь в ее разнообразных проявлениях, то отсюда школа вообще и на транспорте в частности должна дер­ жать ориентировку на изучение главнейших видов производства, установления увязки с транспортным хозяйством и в зависимости от него строить план н методы работы. 16. Система проработки программного материала, установленного для линии, должна быть для 1-й сту­ пени классной (вплоть до 4-й группы), как наиболее отвечающая задачам новой школы, или в старших груп­ пах, начиная с 4-аккордной. 17. Что касается 2-й ступени, то цикловая, т. е. в руках одного учащего желательно сосредоточение однородных предметов. В случае невозможности послед­ него, между учащими, положим, одного и того же пред­ мета или цикла должна быть нолпая программная и методическая согласованность. 18. Методы школьной работы—вербальный, лекцион­ ный (особенно в 1-й ступени) пе допускаются, за исключением моментов развития известных формальных навыков, вызываемых педагогической целесообразностью. Необходимо широко использовать иллюстративный, лабо­ раторно - иследовательский, экскурсионный и трудовой методы. 19. Если учащие ознакомлены серьезно с комплекс­ ным методом преподавания, то желательно переходить в 1-й ступени к нему для избежания существующей разрозненности преподавания. В качестве опыта можно переходить к комплексному методу в классной проработке младших грѵпа и при клубной внешкольной проработке материала в старшей группе 1 ступени и в 1 концентре 2-й ступени, для чего берется разработка отдельных синтетических тем, наиболее характерных, жизненных. В частности, клуб­ ная внешкольная работа в младших группах будет представлять из себя организацию группового чтения, групп рассказчиков, игр. экскурсий, хорового пения и проч.; а с 4-й группы разработка синтетического х а ­ рактера тем, но с возможной разбивкой, применяясь к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz