Вестник Мурмана. 1923, № 44 (3 нояб.).
t 8 ВЕСТНИК № 44. хозяйства; в целях же борьбы с лесными хищниками, причиняющими колоссальный вред сельскому населению, предложить ЦИК и местным Исполкомам изыскать средства на борьбу с ними. 17 . Независимо от проведения в жизнь надлежащими Наркоматами вышеуказанных мероприятий для правиль ного ведения лесного хозяйства и в целях извлечения от лесов наибольшей доходности, считать целесообразным и своевременным поднятие вопроса в Госплане СССР о проведении в жизнь перевода лесного хозяйства па хо зяйственный расчет. 18. Обратить внимание ЦИК и СНК на неотложную необходимость увеличения и укрепления сетн лесных и сельско-хозяйственпых учреждений и специалистов и улучшения условий их работы. Резолюция по докладу Наркомпроса АКССР. I. Заслушав доклад Наркома по Просвещению АКССР, 1У-й Всекарельский Съезд Советов считает необходимым предложить Наркомпросу руководствоваться в своей дея тельности следующими -положениями: 1) Одна из важнейших сторон существования Ка рельской Социалистической Советской Республики заклю чается в культурной ее автономии. Эта культурная автономия дана карельскому народу в конституции СССР. 2) Значение дела просвещения в Республике объясняет особое положение Наркомпроса в государственном бюд жете. Для просветительной работы необходимо отпустить все те средства, которые государство для этой цели может изыскать. 3) За прошедший операционный год было е о з м о ж н о сравнительно достаточно развить школьную деятельность в Карелии и материальное снабжение школ также в некоторой степени повысилось. Несомненно, многого в области просвещения еще недостает, но шаг вперед за истекший год безусловно сделан. Одним из самых боль ных мест в деле просвещения является низкая оплата труда школьных работников. В этом отношении необхо димо решительное улучшение. От него зависит успех всей просветительной работы в Карельской Республике, вообще, а в пограничных волостях самая возможность ее дальнейшего ведения. 4) В Карельской Республике русская и карельско- финская части населения равноправны. Всетаки необхо димо признать, что карельско-финское население, среди которого просветительная работа на родном языке стала вэзможной только при Советской власти, имеет право в данный момент на особую материальную поддержку. Одновременно необходимо противиться всякому расколу на почве национальности и языка. Просветительный аппарат должен быть единым во всей Республике. Финская просветительная работа в Карелии не может быть успешна без русской, так же, как русская без финской. ГІо значению обе являются двумя вполне равноправными сторонами одной и той же пролетарской просветительной работы. Это равноправие и единство уже осуществлены па деле во многих областях просве щения. Необходимо его всесторонне развивать и в даль нейшем. 5) В своей просветительной работе Советская власть нришла в соприкосновение с массами старого учитель ства, в большинстве своем настроенного мелкобуржуазно. Только небольшая часть работников просвещения является классово-сознательными пролетариями. В этом отношении предстоит большая работа по вовлечению мелко-буржуаз ного элемента в строительную работу в рамках Совет ской власти. Необходимо констатировать, что та часть мелкой буржуазии, которая работала в области просве щения Карелии, относилась сочувственно и искренно к новым формам школы, содействуя таким образом проле тарской просветительной работе Советской власти. В бу дущем следует сделать все для сохранения и развития этого отношения. 6) Автономная Республика Карелии в области про светительной работы является вполне самостоятельной н независимой. Никто без согласия ее ответственных орга нов не может в этой области диктовать ей законы или давать распоряжения. Это является одним из важней ших пунктов конституции СССР. Необходимо конста тировать, что и на практике эта независимость была полной. Это, однако, не препятствовало тесной связи нашей с центральными органами СССР, так как про светительная работа в Карелии во многих отношениях материально поддерживалась центром; Эту связь и в будущем следует поддерживать. Только через нее про светительная работа Карелии, со своей стороны, можег обслуживать международную революционную борьбу проле тариата и развивать единую для всего Союза Советских Республик пролетарскую культуру. II. 1. Останавливаясь на работе но просвещению в отчетном 1 9 2 2 — 2 3 году, Съезд констатирует успешность этой работы, несмотря па недостаток средств; вместе с тем Съезд отмечает неравномерность іштенсивностн работы в различных областях ее и но отдельпым уездам. Съезд считает необходимым стремиться к устранению этой неравномерности в настоящем учебном году. 2 . Принимая во внимание, что в настоящий момент чрезвычайно важно поднять хозяйственную жизнь Карелии, что смояіет дать в будущем здоровую базу для просве тительной работы, Съезд считает возможным в виде вре м ен н ой меры согласиться с некоторым сокращением школьной сети в Карелии, Съезд одобряет постепенную ликвидацию фельдшколы, начатую в этом году, согла шается с объединением русской и финской Совпартшкол в одну при установлении общего количества учащихся в 60 человек, соглашается в принципе с ликвидацией Свирского Сельско-хозяйственного Техникума, представляя однако окончательное решение этого вопроса Совнар кому. 3) Для политпросветработы в волостях Съезд уста навливает 1/ 2 ставки для политпросветработников, считая необходимым развить широкую деятельность но исполь зованию средств профессиональных организаций для политпросветработы, 4) Высказываясь в принципе за сохранение бесплат ности в школах, Съезд тем н е менее считает возможным, в условиях новой экономической политики, установление платности в городах для детей торговцев, подрядчиков, крупных спецов, духовенства, лиц, живущих на нетру
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz