Вестник Мурмана. 1923, № 43 (27 окт.).

14 В Е С Т Н И К № 43. покупают землю пе для обработки, а для перепродажи с Нижеследующая таблица показывает размеры про- целыо реализации цепгіостпой разницы, являющейся след- дажи земли отдельными компаниями: ') (в акрах), ствием огромного экономического развития страны и ---------------------- сопровождающего его роста цен ва землю. ‘^Цифры заимствованы из книги І<leek а, цитированпои выше Г О д ы. Компания Гуд­ зонова залива. Канадекая Ти­ хоокеанская жел. дорога. Железнодор. Колонизац. Об­ щество Юго- Западн. Мани­ тобы '). Саскачеван- ское железно­ дорожное и парах, о-во -). Общество же­ лезной дороги Калгари—Эд­ монтон 3). Канадская Се­ верная Ж. дор. Центральная Сеперо-Западп жел. дорога. 1900.................................. 70.196 379.091 133.507 18.<>32 46.653 - _ _. 1901.................................. 82.308 339.985 59.749 22.266 116.719 — — 1902 ................................... 269.577 1.362.478 206.411 39.835 323.494 — — 330.04С 2.260.722 250.372 8-13.900 231.800 183.736 128.435 1904 ................................... 144.857 857.474 29.522 — 129.007 61.469 41.858 1905 .................................. 139.721 411.451 80.342 — 109.191 231.707 17.593 1906 .................................. 236.191 1.012 322 83.418 — 85.784 204.969 20.С03 1907 .................................. G9.158 851.083 3.051 1.153 59.515 289.576 4.023 1908 .................................. 21.184 81.060 31.982 5.621 8.606 196.94ІІ 1.294 1909 ............................... 25.449 29.331 10.396 37.662 6.370 165 Мы видим, что с 1 9ОG года начинают резко со­ кращаться размеры продажи земли со стороны крупных комиссий, что, при одповремеппом росте земельных от­ водов со стороны правительства, может быть объяснено лишь желанием обществ придержать землю, в надежде на дальнейший рост цеп на нее. С 1900 по 1909 г. цепы земли повысились с 3,27 до 10,08 долларов за акр и все данные говорили в пользу дальнейшего по­ вышения. Таким образом, коммерческие интересы компаний, владеющих крупными земельными площадями, станови­ лись в противоречие с правительственной политикой, пагіравленной па скорейшее заселение п сельско-хозяй- ствеипое использование пустующих земельных пространств. ІІо данным „Canadian Gazette" от 25 февраля 1915 г. к началу Европейской войпы в Канаде было около 100 милл. акров (40 милл. десятин) земли, находящихся в руках лиц, не подвергающих эти земли обработке; при этом около */3 этой площади находилось в руках американцев. Поэтому правительство с конца первого десятилетия вовсе прекратило раздачу земель корпорациям и начало принимать энергичные меры для того, чтобы передать земли, захваченные спекулянтами, в руки лиц, дей­ ствительно желающих запяться сельским хозяйством. Так, напр., правительство Альберты провело закон, со­ гласно которому необрабатываемые земельные илоіцади облагались налогом в размере одного процента с их официальной оценки. При оценке результатов, к которым привела раздача земель крупным компаниям, нужно, однако, иметь в виду, что в начале своей колонизационной деятельности правительство было просто вынуждено к этому, так как иначе не удалось бы провести железные дороги, кото“) Manitoba Southwestern Colonisation Railway Co. -) Qn Appele, Long Lake and Saskatchewan Railroad and Ste­ amboat Co. 3) Great Northwest Central Railway Co. рые для успеха колонизации являлись conditio sine qua non. К тому же интересы крупных земельных компаний, в особенности железподорожпых обществ, часто шли параллельно намерениям правительства, ибо железно­ дорожным компаниям было важно создать достаточпое количество грузов для своей нормальной работы, а это было возможно лишь при заселепии прилегающей к ним территории и достаточном ее сельско-хозяйствеппом использовании. Поэтому железные дороги вели плано­ мерную колонизацию принадлежащих им земель и сво­ бодно ее продавали всем желающим, начиная придер­ живать продажи лишь в случае сильного роста цеп па землю. Особенно крупную колонизационную роль сыграло общество Канадской Тихоокеанской железной дороги, которая получила около, 25 миллионов акров государ­ ственных земель. Наиболее замечательным колонизацион­ ным мероприятием ее было орошение около миллиона акров земли в югозападиой Альберте, где она получила 3 миллиона акров в одпой меже взамен черезполоекых участков по сторонам ее главной линии. Помимо оро­ сительных работ, общество здесь создавало готовые фермерские участки с постройками, инвентарем и даже посевом, которые опо продавало с рассрочкой платежа па 10 н 20 лег х). Таким образом, земельная политика крупных компа­ ний, как показывает пример Канадской Тихоокеанской железной дороги, шла часто но руслу, отвечавшему впдам правительства; поскольку же она перерождалась в спекуляцию, она, несомненно, влияла отрицательно па ход колонизации, но в общем и целом правительство всегда обладало эффективными средствами для устране­ ния ее вредных последствий и ему удалось добиться своей основной цели— заселить западную Канаду сельско­ хозяйственными элементами и создать здесь зажиточный класс фермеров. *) Подробно описана колонизационная деятельность Канадской Тихоокеанской железной дороги в книге Н. Н. Епанчина „Оро­ шение и колонизация черноземных прерий дальнего запада Канады Обществом Тихоокеанской железной дороги", СПБ. 1913 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz