Вестник Мурмана. 1923, № 42 (20 окт.).

l' 35 миллионов долларов, зятем общество получило суб­ сидию в 25 миллионов долларов и 20 миллионов акров земли. Кроме того, правительство гарантировало на ряд лет три процента дохода на капитал, п предоставило обществу на 20 лет монополию на право сооружения железнодорожных линий в северозгшадпых территориях, лежащих к югу от главной линии Тихоокеанской же­ лезной дороги. Постройка железной дороги должна была быть окончена в десятилетний срок: фактически уже через пять лет после выдачи копцессии на постройку Канадской Тихоокеанской железной дороги было открыто по пей сквозное железнодорожное движение от Сен- Джона на Атлантическом океане до Ванкувера на Тихом океане (часть дороги для спрямления пути, прошла через территорию Соединенных Штатов, штат Мэн). 1885 год является поворотным пунктом в эконо­ мической истории Канады, с этого года начинается в крупных размерах заселение западной части этой страны, которое сделало ее одной из важнейших житниц мира. Наделение Канадской Тихоокеанской железной до­ роги огромными пространствами земли преследовало две цели: с одной стороны, эта земля служила дополни­ тельней гарантией капитала, затраченного в железнодо­ рожное предприятие, и увеличивало его доходность за счет прибылей от реализации земли; с другой стороны— в делу колонизации привлекалась железная дорога, так как ценность ее земельного фонда стояла в прямой за­ висимости от успешности заселения прилегающего к ней района. Впервые идея наделения землей железных дорог с целью гарантирования их капитала и привлечения их к колонизационной деятельности была применена в 1850 году в Соединенных Штатах 1): Канада лишь по­ следовала их примеру и нэ только в самой идее, но и в способах осуществления ее. Земля была отведена же­ лезной дороге не в виде сплошных территорий, а в шахматном порядке, в перемежку с государственными землями, участками величиною в 1 квадратную милю, в полосе от 6 до 20 миль по обе стороны дороги. При таком способе отвода земли государство разделяло вы­ годы, которые получало железнодорожная кампания, бла­ годаря заселению и повышению ценности своих участ­ ков, ибо это повышение автоматически распространялось и на соседние казенные участки; с другой стороны государство сохраняло за собою возможность противо­ действовать земельной спекуляции на железнодорожных участках льготной продажей или раздачей своих земель. В общем и целом до 1912 года Канадское правитель­ ство роздало железным дорогам 60,4 миллиона акров (22,4 м. дес.) земли 2), из которых около половины получила Канадская Тихоокеанская железная дорога. Из этого количества земли союз роздал 87 ,2 милл. акров, провинциальные правительства— 23,2. Кроме того, же­ лезные дороги получили крупные денежные субсидии— 200 миллионов долларов за время с 1876 по 1910 г . 3). Если одна группа мероприятий была направлена на скорейшее проведение железных дорог и на непосред­ ственное привлечение последних к делу колонизации, 1) II. М. Гаевский. „Методы железнодорожной колонизации в Америке" Сборник „О земле", вып. III, стр. 38. 2) Н. Н. Епанчин. „Орошение и колонизация черноземных прерий Дальнего Запада Канады Обществом Тихоокеанской же­ лезной дороги". СПБ. 1913 г., стр. 56. 3) Fleck, ц. с., стр. 217. 7 то ітс менее важная роль принадлежит землеустроитель­ ным мероприятиям Канадского правительства в степных районах. Прежде всего нужно было урегулировать зе­ мельные отношения с аборигенами страны— с индейцами, которых по цензу 1871 года насчитывалось в северо- западных территориях 34 .000 J). Были заключены до- говоры с отдельными индейскнмз племенами, по которым они- получила особые территории—резервации и плату деньгами за уступленные земли. При этом деньги за проданные индейские земли обычно не поступали им непосредственно, из пях образовывался особый капитал, на проценты которого им доставлялись те і і л и иные товары, им необходимые, или же они целиком содержа­ лись. В общем и целом индейцы охотно соглашались па предлагаемые нм правительством условия; но было и несколько восстаний, вызванных, однако, не ими, а мети- самн-охотшшами, раздражаемыми действиями землеустрои­ тельных комиссий. Однако, эти восстания были с лег­ костью подавлены, так как в них принимало участие лишь меньшинство индейцев. Способы землеустройства и основные принципы ко­ лонизации северо-западных территорий Канада заим­ ствовала из Соединенных Штатов. С целью ускорения и удешевления землеустроительных работ вся территория делится на квадраты, величиной в об квадратных миль. Каждый такой квадрат или округ (township) в свою очередь делится па 36 секций, величиной в 1 квад­ ратную милю или 640 акров; секция в свою очередь делится на „четверги" в 160 акров или, в русских мерах, около 60 десятин. Вся система округов п секций закрепляется на месте межевыми знаками и перенуме­ ровывается названием меридиана и очередными нумерами округов и секций, так что кажтдй округ и каждая секция в нем легко может быть названа и найдена на месте обозначением нескольких букв и цифр. Раздача государственного земельного фонда регулируется следую­ щим образом. В пределах каждого таугшпша оставляются две сек­ ции (11 и 29) как фонд земли для школ; необходимые для поддержания последних денежные средства могут извлекаться путем экенлоатации или продажи этих зе­ мельных участков. Далее по договору с компанией Гуд­ зонова залива ей в пределах каждого тауншипа северо- западных территорий отводится 8-ая и три четверти 26-й секции; лишь в таупшипах, номер которых соста­ вляет кратное пяти, компании отводятся эти две секции целиком и 2) из остальной части тауншипа все нечетные секции предназначаются государством для продажи частным лицам и компаниям или для раздачи железно­ дорожным предприятиям; четные секции составляют фонд для непосредственного наделения землею колони­ стов на особых основаниях, так называемое „homestead regulations “ . Сущность „гомстедпой “ системы состоит в бесплат­ ном наделении колонистов землею и в особых условиях наделения, гарантирующих сельско-хозайственное исполь­ зование земли. Каждое лицо мужского пола старше 18 лет или женщина, глава семьи, состоящие в британском под- М richer, Canada, Ottawa. 1005, стр. 27. 2) Н. Синельников. Работа по землеустройству в Северной Америке. СПБ. 1907, стр. 39. Ко 42 . М У Р М А Н А .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz