Вестник Мурмана. 1923, № 42 (20 окт.).

б В Е С Т Н И К № 42. от 49° северной широты, лежащих между провинцией Онтарио и Британской Колумбией н составлявших в то время собственность Компании Гудзонова залива. Канадский союз был построен на несколько иных прин­ ципиальных основаниях, чем Соединенные Штаты. В Соединенных Штатах все права государственной власти сохраняются за отдельными штатами, поскольку они по конституции не предоставлены союзным органам; в Канаде, наоборот, конституция построена па идее центра­ лизации,— а именно, поскольку те или иные права государственной власти не принадлежат по конституции отдельным провинциям, они считаются прерогативой Союза. В. частности союзными органами регулируются: торговля п судоходство, рыболовство, пути сообщения, государственные сооружения, почта, монетиое дело и денежное законодательство, система мер и весов, упра­ вление государственными имуществами, публичные займы, суд гражданский и уголовный, военная оборона страны. За провинциальными правительствами оставляется право прямого обложения и целый ряд других прав в области финансового законодательства, народное образование и социальное обеспечение, управление государственными имуществами и сооружениями, поскольку она принадле­ жат отдельным провинциям. Управление Союзом но акту 1867 года осущест­ вляется назначенным метрополией генерал-губернатором и 2 законодательными палатами— сенатом и палатой общин. Сенаторы назначаются пожизненно, назначение их происходит постановлением генерал - губернатора „в совете", т. е. по предложению совета министров, образованного из парламентского большинства. Число депутатов палаты общин устанавливается про­ порционально численности населения каждой провинции по данным переписей; расчет производится, исходя из количества 65 депутатов, постоянно фиксированных для провинции Квебек. Число сенаторов от отдельных провинций в акте 1867 года было твердо фиксировано, но в дальнейшем оно подвергалось изменениям, по мере приема новых провинций в союз. Провинции, входящие в союз, сохраняли до извест­ ной степени свое самоуправление, по по акту 1867 года в них правительственная власть принадлежала губерна­ тору, назначенному генерал-губернатором „в совете", и одной или двумя законодательными палатами с ответ­ ственным перед ними министерством. Первой задачей, ставшей перед Союзом, образован­ ным в 1867 году, было укрепление связи между его - составными частями и расширение его пределов до Тихого океана. Для осуществления этой задачи было необходимо соорудить железную дорогу, соединяющую Квебек с атлантическими провинциями—союзное пра­ вительство немедленно приступило к постройке того пути, получившего название- „Intercolonial Railway". Метрополия для сооружения дороги открыла Канаде кредит в 15 миллионов долларов. Далее начались пере­ говоры с Гудзоновой Компанией с целью покупки у нее прав па территории к западу от Гудзонова залива. В 1869 году было достигнуто соглашение, согласно кото­ рому Компания переуступила Канадскому Союзу все свои права на нее за уплату наличными 800 .000 фунтов стерлингов; кроме того, компания оставляла за собой 60 акров около каждой своей фактории и получила около 7 миллионов акров земли через поносными участ­ ками величиной в 40 акров в пределах северо-запад­ ной части Канады. Из части вновь приобретенных тер­ риторий, колонии Красной реки, была образована особая провинция Манитоба, вошедшая в союз равноправным членом в 1870 году. В 1871 году к союзу присоеди­ нилась Британская Колумбия, после того, как ей было обещано проведение в десятилетний срок трансконти­ нентальной железной дороги, которая должна была связать ее с остальными провинциями Канады. В 1873 году, к союзу присоединилась провинция острова Принца Эдуарда. Позднее присоединение этой провинции объ­ ясняется противодействием владельцев крупных лати­ фундий этой провинции, вполне основательно опасавшихся принудительного парцеллирования своих владений под давлением союзных властей. В 1880 году были окон­ чательно установлены границы Канады на севере; актом парламента весь север Британской Америки, поскольку он не входил в состав территорий, уже выкупленных из Компании Гудзонова залива, был объявлен территорией, принадлежащей Канаде. К 70-ым годам более или мспее выяснилась при­ годность для земледелия западных степных районов Канады, использовавшихся дотоле лишь для охоты за бизонами и пушными зверями. Население же их было ничтожно; кроме нескольких тысяч колонистов у Крас­ ной реки их населяли лишь немногочислеппые индейские племена и небольшое количество метисов, занимавшихся охотой и торговлей мехами. Перед Центральным Канад­ ским Правительством, к которому перешли права соб­ ственности на эти обширные земли, встала задача вовлечения этих земель в народнохозяйственный оборот страны, что можно было достигнуть лишь путем коло­ низации их. А для этого нужно было прежде всего провести железные дороги, которые соединили бы степные районы Канады с ее обжитыми местностями, дали бы таким образом для эмигрантов возможность проникно­ вения вглубь страны и Обратно, вывоза продуктов этих районов па рынки. В первую очередь был намечен проект трансконтинентальной железной дороги, которая должна была прорезать всю Канаду от Монреаля до берегов Тихого океана. Постройка этой железной дороги, кроме се колонизационного значения, вызывалась не­ обходимостью прочной связи с Британской Колумбией (как уже указано выше, только с этим условием эта провинция присоединилась к союзу) и важностью этой магистрали для метрополии, так как благодаря ей сильно сокращался путь из Англии в Восточную Азию и Австралию. Однако, сооружение этой железной дороги на средства казны было не под силу Канаде, частный же капитал было трудно привлечь в железнодорожное пред­ приятие пионерного типа, проходящего по малоизвестной и не населенной местности, и условия работы которого были весьма проблематичны. В виду этого был избран средний путь: железнодорожная линия была выстроена на частные средства, но с сильной правительственной субсидией и гарантией дохода на капитал. Обществу Канадской Тихоокеанской железной дороги, получившему концессию в 1881 году, была передана безвозмездно казенная железнодорожная линия протяжением в 71В миль, па постройку которой правительством было истрачено

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz