Вестник Мурмана. 1923, № 42 (20 окт.).

18 В Е С Т Н И К № 42. нет зыби. А то волпы мешают высматривать раковины. Для ловли ловцы раздеваются и в одной рубашке пускаются бродить но реке, всматриваясь в дно, ощу­ пывая пороги и камни. Известно, что жемчужные рако­ вины предпочитают порожистые места. Попадаются они и на песчаном дпе. Тут, копечно, их легче всего вы­ ловить, и ловцы, идя по линии наименьшего сопроти- вления, быстро опустошают такие места. Иногда ловец входит но грудь и даже но шею в воду, ощупывая ногою дно. Найдя раковину, ныряет и достает ее рукою пли же старается защемить рако­ вину пальцами ног и выбрасывает ее на берег или кидает в мешок, привязанный у пояса. На более глубоких местах жемчужные раковины ловятся „щипцами т. е. деревянными колами до 2 метр, с расщепленными концами. Собрав достаточное число раковин, ловец выходит на берег и разламывает ра ­ кушки ножом или другой раковиной. При нахождении одной или • нескольких светлых жемчужин, отрывает их от епанчи, выбрасывая, на берег, как негодные темные, коричневые и даже черные жемчужины (ясно, что нет уменья разбираться в достоинствах). И к концу лета берега речек пестреют десятквми подобных забракованных раковин. Взламыванием раковин занимаются и подростки, ко- ________ _л торые вынимают мелкие, крупные зерна п вскрывают все раковины, пе обращая внимания па внешние при­ знаки, свидетельствующие о их пустоте. Вскрытые пустые раковины выбрасываются на берег. Конечно, такой способ добывания жемчуга осла­ бляет промысел. Надо сказать, что крупный, прозрачный, правиль­ ный по форме, жемчуг пе часто попадается. Чаще более мелкий, полукруглый, продолговатый. Цены от 10 кон. до 80 руб. за зерно. Бывали случаи, что 1 раковина с 2 —3 зернами приносила ловцу до 100 руб. дохода. Скупщики жемчуга у крестьян отвозили его в НІунгу или Петроград. При этом надо отменить, что ранее обращалось более внимания на размер зерен, чем на их блеск, и красоту. Упадок ловли жемчуга объясняется сплавом леса, засоряющим дно рек и мешающим высматривать рако­ вины. С другой стороны влияет отсутствие приборов, которые позволяли бы отыскивать жемчуг па глубине, превышающей рост человека. Наконец, промысел тре­ бует от ловцов и большого терпения, и многие считают отыскивание жемчуга слишком малопроизводительным занятием. 3 , Д __________ ____ Г В ПРАВЛЕНИИ. На предпоследнем заседании Правления, под пред­ седательством зам. Предправления В. В. Каменщикова, по вопросу о распределении облигаций хлебного займа между рабочими и служащими дороги постановлено— всех, подписавшихся па хлебный заем до 2-х пудов удо­ влетворить облигациями III района, подписавшимся же свыше 2-х пудов, выдать разницу до 4-х пудов обли­ гациями I района, что же касается лиц, подписавшихся на большее количество сверх установленной нормы 4-х пудов, то последним возвратить излишние удержан­ ные с них деньги с начислением курсовой разницы. Решено было затем устроить на ст. Петрозаводск съезд с главного на пассажирский путь и водоприемник всасывающей линии при водокачке ст. Лодейное Ноле. Далее с поправкою, что нефть будет отпускаться дорогою по себестоимости, плюс тариф до Мурманска, утвержден был договор с Мурманским Губоткомхозом на подачу электрической энергии для нужд дороги в Мурманске, а также договор на аренду телефонных устройств строительством „Волховстрой" и проект со­ глашения с Губсоюзом Кооперативов об эксплоатации части тупика частного пользования, примыкающего к ст. Званка— протяжением 27 н. с. Утвержден проект договора со строительством „Вол­ ховстрой “ об аренде дву? паровозов серия О-д АгД* 505 и 832 с тендерами. В заключение постановлено было утвердить Поло­ жение и Соглашение о прямом Северо-Заморском через Мурманск товарном сообщении. На последнем экстренном заседании Правления, под председательством Предправления Л. М. Арнольдова, но заслушании доклада Председателя Правления о не­ обходимости дальнейшего сокращения штатов на дороге, было признано' необходимым произвести сокращение наличия штата па дороге с максимальнейшим упроще­ нием методов эксплоатации, пе беря за основу суще­ ствующие измерители, преподанного НКПС, а оставляя на дороге, как в отношении конторских, так и осталь­ ных категорий служащих, лишь необходимый по суще­ ству работы дороги штат. Постановлено произвести пересмотр территориаль­ ного распределения участков но Службе Движения, Тяги, Пути и Телеграфа; пересмотр штатного состава Службы Пути, исходя из нормы 1 человека на версту линии и пол-человека па версту на станпионпых путях; пере­ смотр кредитов, с соответствующим критерием на вре­ менных рабочих, а также немедленный пересмотр существующего движения в сторону его сокращения или видоизменения. При чем, по окончапии всех выше перечисленных работ, было решено одновременно с введением упрощен­ ных методов эксплоатации и порядка живой, вместо бумажной, связи, сократить также и головной аппарат дороги путем соответствующей конструктивной схемы до 700 —800 человек. Все эти вопросы должны быть полностью проведены в жизнь, в ближайшее же время для линии, в смысле преиодачи реконструкции и с расчетом окончания всей реорганизации—-к 1 ноября текущего года. Проведение всего этого возлагается на Предправле­ ния и Начальника дороги. В заключение постановлено считать оффициальным приказом ударной для всех Отделов и Служб работу

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz