Вестник Мурмана. 1923, № 42 (20 окт.).
18 В Е С Т Н И К № 42. нет зыби. А то волпы мешают высматривать раковины. Для ловли ловцы раздеваются и в одной рубашке пускаются бродить но реке, всматриваясь в дно, ощу пывая пороги и камни. Известно, что жемчужные рако вины предпочитают порожистые места. Попадаются они и на песчаном дпе. Тут, копечно, их легче всего вы ловить, и ловцы, идя по линии наименьшего сопроти- вления, быстро опустошают такие места. Иногда ловец входит но грудь и даже но шею в воду, ощупывая ногою дно. Найдя раковину, ныряет и достает ее рукою пли же старается защемить рако вину пальцами ног и выбрасывает ее на берег или кидает в мешок, привязанный у пояса. На более глубоких местах жемчужные раковины ловятся „щипцами т. е. деревянными колами до 2 метр, с расщепленными концами. Собрав достаточное число раковин, ловец выходит на берег и разламывает ра кушки ножом или другой раковиной. При нахождении одной или • нескольких светлых жемчужин, отрывает их от епанчи, выбрасывая, на берег, как негодные темные, коричневые и даже черные жемчужины (ясно, что нет уменья разбираться в достоинствах). И к концу лета берега речек пестреют десятквми подобных забракованных раковин. Взламыванием раковин занимаются и подростки, ко- ________ _л торые вынимают мелкие, крупные зерна п вскрывают все раковины, пе обращая внимания па внешние при знаки, свидетельствующие о их пустоте. Вскрытые пустые раковины выбрасываются на берег. Конечно, такой способ добывания жемчуга осла бляет промысел. Надо сказать, что крупный, прозрачный, правиль ный по форме, жемчуг пе часто попадается. Чаще более мелкий, полукруглый, продолговатый. Цены от 10 кон. до 80 руб. за зерно. Бывали случаи, что 1 раковина с 2 —3 зернами приносила ловцу до 100 руб. дохода. Скупщики жемчуга у крестьян отвозили его в НІунгу или Петроград. При этом надо отменить, что ранее обращалось более внимания на размер зерен, чем на их блеск, и красоту. Упадок ловли жемчуга объясняется сплавом леса, засоряющим дно рек и мешающим высматривать рако вины. С другой стороны влияет отсутствие приборов, которые позволяли бы отыскивать жемчуг па глубине, превышающей рост человека. Наконец, промысел тре бует от ловцов и большого терпения, и многие считают отыскивание жемчуга слишком малопроизводительным занятием. 3 , Д __________ ____ Г В ПРАВЛЕНИИ. На предпоследнем заседании Правления, под пред седательством зам. Предправления В. В. Каменщикова, по вопросу о распределении облигаций хлебного займа между рабочими и служащими дороги постановлено— всех, подписавшихся па хлебный заем до 2-х пудов удо влетворить облигациями III района, подписавшимся же свыше 2-х пудов, выдать разницу до 4-х пудов обли гациями I района, что же касается лиц, подписавшихся на большее количество сверх установленной нормы 4-х пудов, то последним возвратить излишние удержан ные с них деньги с начислением курсовой разницы. Решено было затем устроить на ст. Петрозаводск съезд с главного на пассажирский путь и водоприемник всасывающей линии при водокачке ст. Лодейное Ноле. Далее с поправкою, что нефть будет отпускаться дорогою по себестоимости, плюс тариф до Мурманска, утвержден был договор с Мурманским Губоткомхозом на подачу электрической энергии для нужд дороги в Мурманске, а также договор на аренду телефонных устройств строительством „Волховстрой" и проект со глашения с Губсоюзом Кооперативов об эксплоатации части тупика частного пользования, примыкающего к ст. Званка— протяжением 27 н. с. Утвержден проект договора со строительством „Вол ховстрой “ об аренде дву? паровозов серия О-д АгД* 505 и 832 с тендерами. В заключение постановлено было утвердить Поло жение и Соглашение о прямом Северо-Заморском через Мурманск товарном сообщении. На последнем экстренном заседании Правления, под председательством Предправления Л. М. Арнольдова, но заслушании доклада Председателя Правления о не обходимости дальнейшего сокращения штатов на дороге, было признано' необходимым произвести сокращение наличия штата па дороге с максимальнейшим упроще нием методов эксплоатации, пе беря за основу суще ствующие измерители, преподанного НКПС, а оставляя на дороге, как в отношении конторских, так и осталь ных категорий служащих, лишь необходимый по суще ству работы дороги штат. Постановлено произвести пересмотр территориаль ного распределения участков но Службе Движения, Тяги, Пути и Телеграфа; пересмотр штатного состава Службы Пути, исходя из нормы 1 человека на версту линии и пол-человека па версту на станпионпых путях; пере смотр кредитов, с соответствующим критерием на вре менных рабочих, а также немедленный пересмотр существующего движения в сторону его сокращения или видоизменения. При чем, по окончапии всех выше перечисленных работ, было решено одновременно с введением упрощен ных методов эксплоатации и порядка живой, вместо бумажной, связи, сократить также и головной аппарат дороги путем соответствующей конструктивной схемы до 700 —800 человек. Все эти вопросы должны быть полностью проведены в жизнь, в ближайшее же время для линии, в смысле преиодачи реконструкции и с расчетом окончания всей реорганизации—-к 1 ноября текущего года. Проведение всего этого возлагается на Предправле ния и Начальника дороги. В заключение постановлено считать оффициальным приказом ударной для всех Отделов и Служб работу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz