Вестник Мурмана. 1923, № 42 (20 окт.).
12 ВЕСТНИК № 42. Агрослужбой Мурманской жел. дор. в отделе животно водства Выставки и всем им были присуждены премии. Большой фото-плакат характеризует работу Хибин ской опытной станции Агрослужбы Мурманской ж. д.. Хибипы избраны для опытной станции как местность, расположенная в центре Кольского полуострова, отли чающаяся наиболее суровым климатом. Нужно иметь в виду, что климат севера Кольского полуострова уме ряется действием Гольфштрема, омывающего Мурман ский берег. Потому результаты опытов в Хибине могут прилагаться ко всем пунктам Мурмана — более трудных и суровых условий па нем пет. Эти результаты пока заны на фотографиях и они чрезвычайно неожиданны п эффектны. Мы видим не только вполне развитые культуры огородных растений. Тут и колосящаяся озимая рожь, достигающая высоты человеческого роста, и овес и даже пшеница. Конечно, не сельское хозяйство должно явиться базисом экономического развития Мурмана, та ким базисом будет промышленность— эксплоатация леса, ископаемых, рыбы. Но сельское хозяйство необходимо, как подсобное занятие, дающее свежие продукты, осво бождающее транспорт от перевозки громоздких грузов, делающее жизнь поселенца более привлекательной. И, с этой точки зрения, Мурманская жел. дор., при званная освоить п населить почти безлюдвый край и вызвать к жизни его спящие богатства, стоит на пра вильном пути, уделяя много внимания агрономической работе. В конце мая текущего года Мурманской жел, дор. приданы функции центра колонизации Карельского Мур манского края и для этой цели ей предоставлена при мыкающая к ней территория в 8 .000 .000 десятин земли. На выставке дорогой представлена уже карта „плано мерного заселения*. На ессм протяжении дороги изыс кано покуда 2 .500 Дес. пригодной для поселений земли, из них 1 .200 дес. уже заселяются. Эта работа ведется двумя сформированными к началу лета землеотводцыми партиями Колонизационного Отдела дороги. Из большого художественно выполненного плаката „Порт Мурманск в своих характерных свойствах“ посе титель узнает, что Мурмапу пеизбежно предстоит стать широкой транзитной дорогой для товарообмена с загра ницей. Мурманский порт незамерзающий, самый глубокий из всех портов России, летом и зимой доступный для океанских судов, порт самый близкий к Америке. От Нью-Йорка до Мурманска 6 .188 , до Петрограда— 7.90В клм. Мало того, для товарообмена Сибири с Аме рикой направление через Мурманск па 5 .000 клм. ближе пути через Владивосток (Чикаго—Новониколаевск), при чем получается сокращение не только морского пути, но и более дорогого для грузов— железнодорожного. „Вторые Дарданеллы"— так назван был Мурманск за граничной печатью. В вагоне нашлось место и для изданий Бюро пе чати Мурманской жел. дор.. Из них подобраны книги, брошюры и журналы {Вестник Мурмана), посвященные научному обследованию и изучению Мурмапского края. Здесь же производится продажа их. Посетитель уходит с „Уголка Мурмана" под впе чатлением целого ряда волнующих воображение кон трастов. Вокзал, паровозы, изотермические вагоны, ва- гоны-ледоделательные заводы— и рядом дикий, точно из другой геологической эпохи, пейзаж; видишь бедную, карликовую растительность, примитивные, суровые усло вия жизни пионера-железнодорожкпка, входишь в ва гон— и раскрываются неисчислимые богатства края; край бсгат, по первобытен, девственно не тронут, п в то а;е время незамерзающий порт приближает его вплотную к наиболее ярким очагам мировой культуры. Несколько минут внимательного осмотра под руко водством объяснителя, и в память посетителя, под влия нием этих контрастов, прочно и скульптурно врежется ярксе представление о суровом, богатом крае, о пер спективах его развития, о предстоящей ему крупной роли в народном хозяйстве Союза Советских Республик, об агрономической работе железной дороги, о ее коло низаторской миссии. ,, М ихаил Запорожец. Москва. 1 5 октября 1923 г. Охотничья фауна Карелаа. Карельская коммуна, занимая пространство в 125 .000 клм. и не более 1 % удобной пахотной земли, принадлежит к числу тех немногих областей Европей ской России, где охотник по перу и зверю найдет себе полное раздолье, как по обилию, так и по качеству дичи. Угрюм и неприветлив северный лес, даже в ясный летний депь в нем не слышно щебетанья певчих птиц, оживляющих мертвое молчание его и, только любопыт ная белка, перепрыгивая с дерева на дерево, удивленно глядит на одинокого путника, да иногда тетерев выр вется из-под елкп и, тяжело хлопая крыльями, спешит .скрыться от потревожившего его охотника. К печальному молчанию леса гармоничпо присоединяется тихое посви- стывавпе притаившегося на дереве рябчика. Но вот между деревьями мелькнул просвет. Ждешь, что скоро покажется и озеро, подходишь ближе, и вместо озера видпшь непроходимое болото, покрытое кочками, на которых изредка приютилась одинокая со сенка или малорослая береза— стланец с своими мелкнма зубчатыми листьями. Если вид северного леса дик и неприветлив, то бо лото положительно приводит человека в самое тоскливое настроение; огромное пространство, покрытое зеленовато желтоватым мхом, с тусклыми впадинами ржавой воды и ярко-зелеными пятнамп растущей в воде ряска. Томительное чувство одиночества охватывает душу и невольно думается, что один неверный шаг и от человека останется только кружок темной густой типы, а на следующий год на этом месте вырастет опять желтоватый мох и темнокрасные ягоды клюквы. Настоящее отдохновение ждет усталого охотника на берегу лесного озера. Обыкновенно между двух кряжей встречается озеро; красиво и приветливо раскинулось
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz