Вестник Мурмана. 1923, № 42 (20 окт.).

12 ВЕСТНИК № 42. Агрослужбой Мурманской жел. дор. в отделе животно­ водства Выставки и всем им были присуждены премии. Большой фото-плакат характеризует работу Хибин­ ской опытной станции Агрослужбы Мурманской ж. д.. Хибипы избраны для опытной станции как местность, расположенная в центре Кольского полуострова, отли­ чающаяся наиболее суровым климатом. Нужно иметь в виду, что климат севера Кольского полуострова уме­ ряется действием Гольфштрема, омывающего Мурман­ ский берег. Потому результаты опытов в Хибине могут прилагаться ко всем пунктам Мурмана — более трудных и суровых условий па нем пет. Эти результаты пока­ заны на фотографиях и они чрезвычайно неожиданны п эффектны. Мы видим не только вполне развитые культуры огородных растений. Тут и колосящаяся озимая рожь, достигающая высоты человеческого роста, и овес и даже пшеница. Конечно, не сельское хозяйство должно явиться базисом экономического развития Мурмана, та ­ ким базисом будет промышленность— эксплоатация леса, ископаемых, рыбы. Но сельское хозяйство необходимо, как подсобное занятие, дающее свежие продукты, осво­ бождающее транспорт от перевозки громоздких грузов, делающее жизнь поселенца более привлекательной. И, с этой точки зрения, Мурманская жел. дор., при­ званная освоить п населить почти безлюдвый край и вызвать к жизни его спящие богатства, стоит на пра­ вильном пути, уделяя много внимания агрономической работе. В конце мая текущего года Мурманской жел, дор. приданы функции центра колонизации Карельского Мур­ манского края и для этой цели ей предоставлена при­ мыкающая к ней территория в 8 .000 .000 десятин земли. На выставке дорогой представлена уже карта „плано­ мерного заселения*. На ессм протяжении дороги изыс­ кано покуда 2 .500 Дес. пригодной для поселений земли, из них 1 .200 дес. уже заселяются. Эта работа ведется двумя сформированными к началу лета землеотводцыми партиями Колонизационного Отдела дороги. Из большого художественно выполненного плаката „Порт Мурманск в своих характерных свойствах“ посе­ титель узнает, что Мурмапу пеизбежно предстоит стать широкой транзитной дорогой для товарообмена с загра­ ницей. Мурманский порт незамерзающий, самый глубокий из всех портов России, летом и зимой доступный для океанских судов, порт самый близкий к Америке. От Нью-Йорка до Мурманска 6 .188 , до Петрограда— 7.90В клм. Мало того, для товарообмена Сибири с Аме­ рикой направление через Мурманск па 5 .000 клм. ближе пути через Владивосток (Чикаго—Новониколаевск), при чем получается сокращение не только морского пути, но и более дорогого для грузов— железнодорожного. „Вторые Дарданеллы"— так назван был Мурманск за­ граничной печатью. В вагоне нашлось место и для изданий Бюро пе­ чати Мурманской жел. дор.. Из них подобраны книги, брошюры и журналы {Вестник Мурмана), посвященные научному обследованию и изучению Мурмапского края. Здесь же производится продажа их. Посетитель уходит с „Уголка Мурмана" под впе­ чатлением целого ряда волнующих воображение кон­ трастов. Вокзал, паровозы, изотермические вагоны, ва- гоны-ледоделательные заводы— и рядом дикий, точно из другой геологической эпохи, пейзаж; видишь бедную, карликовую растительность, примитивные, суровые усло­ вия жизни пионера-железнодорожкпка, входишь в ва­ гон— и раскрываются неисчислимые богатства края; край бсгат, по первобытен, девственно не тронут, п в то а;е время незамерзающий порт приближает его вплотную к наиболее ярким очагам мировой культуры. Несколько минут внимательного осмотра под руко­ водством объяснителя, и в память посетителя, под влия­ нием этих контрастов, прочно и скульптурно врежется ярксе представление о суровом, богатом крае, о пер­ спективах его развития, о предстоящей ему крупной роли в народном хозяйстве Союза Советских Республик, об агрономической работе железной дороги, о ее коло­ низаторской миссии. ,, М ихаил Запорожец. Москва. 1 5 октября 1923 г. Охотничья фауна Карелаа. Карельская коммуна, занимая пространство в 125 .000 клм. и не более 1 % удобной пахотной земли, принадлежит к числу тех немногих областей Европей­ ской России, где охотник по перу и зверю найдет себе полное раздолье, как по обилию, так и по качеству дичи. Угрюм и неприветлив северный лес, даже в ясный летний депь в нем не слышно щебетанья певчих птиц, оживляющих мертвое молчание его и, только любопыт­ ная белка, перепрыгивая с дерева на дерево, удивленно глядит на одинокого путника, да иногда тетерев выр­ вется из-под елкп и, тяжело хлопая крыльями, спешит .скрыться от потревожившего его охотника. К печальному молчанию леса гармоничпо присоединяется тихое посви- стывавпе притаившегося на дереве рябчика. Но вот между деревьями мелькнул просвет. Ждешь, что скоро покажется и озеро, подходишь ближе, и вместо озера видпшь непроходимое болото, покрытое кочками, на которых изредка приютилась одинокая со­ сенка или малорослая береза— стланец с своими мелкнма зубчатыми листьями. Если вид северного леса дик и неприветлив, то бо­ лото положительно приводит человека в самое тоскливое настроение; огромное пространство, покрытое зеленовато­ желтоватым мхом, с тусклыми впадинами ржавой воды и ярко-зелеными пятнамп растущей в воде ряска. Томительное чувство одиночества охватывает душу и невольно думается, что один неверный шаг и от человека останется только кружок темной густой типы, а на следующий год на этом месте вырастет опять желтоватый мох и темнокрасные ягоды клюквы. Настоящее отдохновение ждет усталого охотника на берегу лесного озера. Обыкновенно между двух кряжей встречается озеро; красиво и приветливо раскинулось

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz