Вестник Мурмана. 1923, № 42 (20 окт.).

М У Р М А Н А, 11 края" с четко выписанным изречением т. Каменева: „Выстакка должна отразить не только наши достиже­ ния, но и наглядно показать пропасть между природ­ ными богатствами Союза и низким уровнем их исполь­ зования". Эта мысль вполне подошла к Мурманскому краю и послужила девизом для всей выставки Мурман­ ской ж. д. Перед намн карта лесов п природных бо­ гатств района дороги. Карликовый лес перенесен на Выставку е самого дальнего севера. Не везде по линии лес таков, Олонецкий край и южная часть Мурмана изобилуют большими запасами строевого леса. При пра­ вильно и широко поставленной эксплоатации леса Мур­ мана должны давать ежегодно без всякого ущерба и опасности уничтожения свыше 3 0 0 .0 0 0 .0 0 0 куб. футов древесины. Рыбные промыслы Белого моря и Ледовитого океана могли бы доставлять до 1 .600 .000 тонн рыбы ежегодно, а дают всего 9 .600 , между тем, как ино­ странцы захватным образом вылавливают у Мурманских берегов до 32 .000 тонн. Выплавка чугуна может дости­ гать 192 .000 тонн ежегодно. Ошибочно широко распространенное представление о Мурмане, как о плоской стране, сплошь покрытой тундрой. Мурман перерезан горными кряжами, превы­ шающими Крымские горы. Проезжая по линии желез­ ной дороги, видишь всегда перед собой горные цепи и много ценнейших ископаемых находится в горных поро­ дах. Карта природных богатств сплошь испещрена услов­ ными разноцветными кружками: тут железная руда, сви­ нец, медный колчедан, полевой шпат, золото, слюда, мрамор. Под картой всю ширину вагона заняла полка с богатой минералогической коллекцией, приковывающей взгляд искристыми, разноцветными пятнами камней. -Обращает внимание превосходное качество слюды, ко­ торой особенно богат район Ковдозера. Имеются камни, впервые найденные на Мурмане и названные по стан­ циям, у которых расположены их местонахождения: пмандрит, хибинит. Бросаются в глаза яркие краски, эвдиалита— кампя более прочного и более красивого, чем мрамор. Один серый однотонный, мало заметный камень останавливает внимание, когда прочтешь его название: „золотосодержащий кварц*. Еще большей неожиданностью поражает посетителей тот факт, что на Мурмане и в Карелии водится жемчуг. В старину „ Обонежская пятиі!а“ славилась своими жемчугами, „зернами бурмпцкими“ и вела торговлю ими с , Новго­ родом. И сейчас у крестьян Карелии не редки женские уборы и украшения из местного жемчуга. Драгоценные жемчужные раковины, оказывается, не составляют исклю­ чительного достояпия „моря полуденного“ и ловятся также в реках Олонецкого и Мурманского края. Реки Мурмана... Существуют ли где-либо в мире реки, превосходящие их красоту? В них соединяется полноводность рек севера с быстротой и стремитель­ ностью горных рек. Широкими, могучими, бурными по­ токами, пенясь ка всей ширине своей, несутся они, то пересекая железную дорогу, то сопровождая ее па про­ тяжении десятков клм. И эти реки не только укра­ шение, но и огромное богатство Мурмана. По прибли­ зительным и преуменьшенным подсчетам водная сила речной системы Мурмана, его белый уголь, превосходит 800 .000 лошадиных сил. Вот и энергия для эксплоа- тацнп природных богатств. В вагоне мы видим серию фото-плакатов „Белый уголь на Мурмане". „Установка Ковдозеро— Княжья Губа“. Плакаты эти являются извле­ чением из исполненного инженером М. В. Малышевым по заданию Центрального Электротехнического Совета проекта гидро-электрической стапции на Ііовде. Уста­ новка, ввиду крайне благоприятных природных условий, требует минимальных затрат, дает же запас электри­ ческой энергии в 140 .000 лошадиных сил. В районе имеется уже сейчас пять лесопильных заводов, предпо­ ложена постройка заводов по выплавке аллюминия и древомассного и шпалопропиточного. Проект инж. Ма­ лышева иллюстрируется художественно - выполненными фотографиями порогов Ковды, берегов Ковдозера— горных массивов, покрытых лесом, самого озера с его остро­ вами-шхерами. Эти фотографии, иллюстрируя мощность водной системы Ковдозера, дают в то же время яркое представление о красоте Мурмана. Совсем еще недавно какая бы то-пи было сельско­ хозяйственная культура на Мурмане признавалась со­ вершенно невозможной. Только железная дорога внесла начатки этой культуры в край. И вот перед нами пла­ каты и диаграммы, характеризующие и дающие сводку агрономической деятельности Мурманской жел. дор. Большая, в половину вагонной стены диаграмма „Ого­ родные культуры на 4-м полярном участке". Все глав­ нейшие огородные овощи налицо: картофель, капуста, лук, свекла, репа, морковь, горох. Туг же серия сравни­ тельных диаграмм, рисующих состояние животноводства и огородничества среди железнодорожников в 1919 г. (до учреждения Агрослужбы) и в 1923 г. Эти диа­ граммы фигурно освещают следующие статистические данные: Район всей линии. На 2-х полярн. участк. дороги. 1919 г. 1923 г, 1919 г. 1923 г. 423 2.354 G3 546 156 2.258 — 741 К о з ......................... 77 2.009 — 469 О г о р о д ................. 12 д. 556 д. 21/г д. 180 д. 57 д. 877 д. 7 д. 273 д. С проведением железной дороги и в результате дея­ тельности Агрослужбы огородничество на крайнем се­ вере, самая мысль о котором вообще отвергалась вошло, „рассудку вопреки, наперекор стихиям", в быт и хозяйственный уклад железнодорожного населения. С появлением свежих собственных овощей пошла на убыль свирепствовавшая па Мурмане цыпга. Борьбе с цынгой содействовало также распространение среди на­ селения молочного скота. Огородничеству и скотовод­ ству па крайнем севере посвящены два больших фото­ плаката. Здесь и огороды железнодорожников на кам­ нях, картофельные поля в Мурманске, Коле, Полярном Круге; стадо коров Кольской фермы Мурманской жел. дор. Большой снимок типичной белой комолой коровы. Эта порода (Северо-фпнская) не отличается большой молочностью, но зато не поддается туберкулезу, непри­ хотлива к корму, способна питаться водорослями и даже рыбными отбросами. Три таких коровы выставлялись

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz