Вестник Мурмана. 1923, № 42 (20 окт.).

10 В Е С Т Н И К № 42 . до Е о й а ы очень ограниченным и чрезмерное увеличение числа промышленных рабочих вследствие иммиграции могло понизить уровень заработной платы и увеличить число безработных, не могущих найти применения своему труду в сельском хозяйстве. Наиболее сильные препоны ставятся иммиграции из Азии, в особенности по отношению к китайским кѵли, которые работают в Британской Колумбии в качестве горнорабочих, па постройке железных дорог, в ресто­ ранах п в сельско-хозяйственных предприятиях. Наибо­ лее яростными врагами китайской иммиграции являются рабочие, которые опасаются китайцев в качестве более дешевой рабочей силы. Белые чернорабочие совершенно не могут конкуррировать с желтыми. Поэтому был введен налог в 50 долларов па каждого китайца, который был затем повышен: уже в 1901 году каждый китайский иммигрант должен был уплачивать налог в 100 долларов при прибытии в Канаду, а с 1 января 1904 года налог был еще повышен до 500 долларов. Сильно затрудняется доступ в Канаду также индийским кули и японцам; некоторые круги считают японцев даже опаснее китай­ цев, так как они при столь же незначительных потреб­ ностях, как китайцы, пригодны для более квалифика­ ционных работ, а потому еще более опасные копкуррепты для белых рабочих !). Было заключено особое соглашение с Японией, согласно которому в Канаду могут селиться ежегодно не более 450 японцев; при этом в Канаду допускаются лишь те японские иммигранты, которые прибывают в страну непосредственно из Японии. В общем японская иммиграция в Канаду осталась незначительной, по отношению же к китайской иммиграции рестрик­ ционные законы не достигли своей цели: несмотря па налог в 500 долларов в 190S году число китайских иммигрантов перевалило за 2 .000 и в дальнейшем обна­ руживало тенденцию к возрастанию, так как в 1 9 1 0— 1911 году оно составляло 4 .515 , а в 1 9 1 1— 1912 году— 6.083 2). По цензу 1891 года в Канаде было 9 .129 ки­ тайцев, по цензу 1901— 17 .043 , а по цензу 1911 года— 27 .774 ; таким образом, за 20 лет число китайцев воз­ росло в 3 раза. г Мебус. *) Wliates „Canada the new nation". London. 1906, стр. 180 и след. 2) Statesman’s Yearbook за 1913 и 1914 гг. -'*75257—* г- Мурман в Москве. На выставочной территории НКПС, там, где устре­ мляются к небу узорные вышки вокзала-станции „Москва- Выставка“ , где на широко раскинутой сети подъездных путей стройными рядами вытянулись паровозы с вели­ каном „Ильичей" во главе, белые вагоны-холодильники, где зеленой змеей выгнулся агрономический поезд имени Ленина, где ясно чуствуется мощное пульсирование транс­ портной артерии Союзных Республик, — там притаился первобытный, глухой ландшафт, переносящий к седым вре­ менам первоначального зарождения жизни, ко временам, непосредственно идущим за ледниковым периодом. Низ­ кая, приземистая поросль— сосна, ель, береза. Деревья не выше полтора— двух аршин, а стволы старые, коря­ вые, мшистые — столетний лес. Кочковатая тундра, поросшая местами кустарником с мелкой странно, зна­ комой листвой— полярная береза— пе дерево, а кустар­ ник. Выше па склонах гусю рассыпались и проели в почву валуны, точно совсем недавно прополз по ним и вместе с ними ледник. Скала, поседевшая мхом и ли­ шаями п приютившая на вершине миниатюрную ста- рушку-сосну, тепло укрывшую своп корни мохнатым ковром серого ягельного мха с кое-где краснящимися ягодамп брусники. Между валунами серебрятся каскады мха ягельника. Скелеты сухостоя то тянутся ввысь, то покорно и мертво устилают землю. Змеятся пауки выво­ роченных корневищ. Вышел нз чащи в тундру и стал у скалы горбоносый лось и смотрит спокойными, дет­ скими, не испытавшими страха глазами. Глушь вековая, глубокая, как сказка волшебная. Не напрасно этот осколок отдаленной старины миро­ здания расположился у стальных рельсов. Ото Мурман, завоевание которого выпало на долю транспорта. Вон на вершине склона из-за столетнего карлика-леса вид­ неется красный вагон. Там завелся у горбоносого лося опасный сосед — пионер - железнодорожник. Зазеленела трава разделанного луга, убранные с его площади ва­ луны послушно ступенями расположились у входа в вагон. II у серого мха появились соседи невиданные — за дощатым заборчиком расположились па грядках кар­ тофель, капуста, лук. Таков „Уголок Мурмана11—картина, паппсанная ху­ дожником С. II. ІІипіо не красками, а живыми подлин­ ными материалами. И чувствуется в ней кисть незауряд­ ного мастера. Любят посещать „Уголок Мурмапа“ люди, побывав­ шие на Ыурмане, там жившие. Ведь нет для человека ничего милее воспоминаний о периодах, полных лишений и стопкой борьбы за жизнь. Постоянными гостями явля­ ются я некоторые человеческие экспонаты Выставки— самоеды с Кольского полуострова и туземцы Алтайских гор (Ойратской области). Им „Уголок Мурмана" напо­ минает родину. На вершинах Алтая, у Альпийской гоны, по словам алтайцев, та же карликовая растительность, такие же валуны, тот же пейзаж. Растительность „Уголка Мурмапа" привлекает внимание ботаников. Не редко к устроителям „Уголка" обращаются с просьбами о раз­ решениях на сбор мхов, лпшаев с камней и другой характерной для севера растительности для научных работ. Внутренность установленного на „Уголке Мурмана" вагопа, изображающего снаружи характерное для Мур­ манской ж. д. жилище транспортника, не является продолягеннем иаруяшой картины. Легко дополнить вооб­ ражением, как должпа ютиться в таком жилье семья железнодорожника. Внутри вагоп использован для сосре­ доточения в одно целое всех графических экспонатов и коллекций Мурманской ж. д. При входе в вагон прежде всего бросается в глаза красочно-яркий плакат: „Спящие богатства Мурманского

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz