Вестник Мурмана. 1923, № 42 (20 окт.).
10 В Е С Т Н И К № 42 . до Е о й а ы очень ограниченным и чрезмерное увеличение числа промышленных рабочих вследствие иммиграции могло понизить уровень заработной платы и увеличить число безработных, не могущих найти применения своему труду в сельском хозяйстве. Наиболее сильные препоны ставятся иммиграции из Азии, в особенности по отношению к китайским кѵли, которые работают в Британской Колумбии в качестве горнорабочих, па постройке железных дорог, в ресто ранах п в сельско-хозяйственных предприятиях. Наибо лее яростными врагами китайской иммиграции являются рабочие, которые опасаются китайцев в качестве более дешевой рабочей силы. Белые чернорабочие совершенно не могут конкуррировать с желтыми. Поэтому был введен налог в 50 долларов па каждого китайца, который был затем повышен: уже в 1901 году каждый китайский иммигрант должен был уплачивать налог в 100 долларов при прибытии в Канаду, а с 1 января 1904 года налог был еще повышен до 500 долларов. Сильно затрудняется доступ в Канаду также индийским кули и японцам; некоторые круги считают японцев даже опаснее китай цев, так как они при столь же незначительных потреб ностях, как китайцы, пригодны для более квалифика ционных работ, а потому еще более опасные копкуррепты для белых рабочих !). Было заключено особое соглашение с Японией, согласно которому в Канаду могут селиться ежегодно не более 450 японцев; при этом в Канаду допускаются лишь те японские иммигранты, которые прибывают в страну непосредственно из Японии. В общем японская иммиграция в Канаду осталась незначительной, по отношению же к китайской иммиграции рестрик ционные законы не достигли своей цели: несмотря па налог в 500 долларов в 190S году число китайских иммигрантов перевалило за 2 .000 и в дальнейшем обна руживало тенденцию к возрастанию, так как в 1 9 1 0— 1911 году оно составляло 4 .515 , а в 1 9 1 1— 1912 году— 6.083 2). По цензу 1891 года в Канаде было 9 .129 ки тайцев, по цензу 1901— 17 .043 , а по цензу 1911 года— 27 .774 ; таким образом, за 20 лет число китайцев воз росло в 3 раза. г Мебус. *) Wliates „Canada the new nation". London. 1906, стр. 180 и след. 2) Statesman’s Yearbook за 1913 и 1914 гг. -'*75257—* г- Мурман в Москве. На выставочной территории НКПС, там, где устре мляются к небу узорные вышки вокзала-станции „Москва- Выставка“ , где на широко раскинутой сети подъездных путей стройными рядами вытянулись паровозы с вели каном „Ильичей" во главе, белые вагоны-холодильники, где зеленой змеей выгнулся агрономический поезд имени Ленина, где ясно чуствуется мощное пульсирование транс портной артерии Союзных Республик, — там притаился первобытный, глухой ландшафт, переносящий к седым вре менам первоначального зарождения жизни, ко временам, непосредственно идущим за ледниковым периодом. Низ кая, приземистая поросль— сосна, ель, береза. Деревья не выше полтора— двух аршин, а стволы старые, коря вые, мшистые — столетний лес. Кочковатая тундра, поросшая местами кустарником с мелкой странно, зна комой листвой— полярная береза— пе дерево, а кустар ник. Выше па склонах гусю рассыпались и проели в почву валуны, точно совсем недавно прополз по ним и вместе с ними ледник. Скала, поседевшая мхом и ли шаями п приютившая на вершине миниатюрную ста- рушку-сосну, тепло укрывшую своп корни мохнатым ковром серого ягельного мха с кое-где краснящимися ягодамп брусники. Между валунами серебрятся каскады мха ягельника. Скелеты сухостоя то тянутся ввысь, то покорно и мертво устилают землю. Змеятся пауки выво роченных корневищ. Вышел нз чащи в тундру и стал у скалы горбоносый лось и смотрит спокойными, дет скими, не испытавшими страха глазами. Глушь вековая, глубокая, как сказка волшебная. Не напрасно этот осколок отдаленной старины миро здания расположился у стальных рельсов. Ото Мурман, завоевание которого выпало на долю транспорта. Вон на вершине склона из-за столетнего карлика-леса вид неется красный вагон. Там завелся у горбоносого лося опасный сосед — пионер - железнодорожник. Зазеленела трава разделанного луга, убранные с его площади ва луны послушно ступенями расположились у входа в вагон. II у серого мха появились соседи невиданные — за дощатым заборчиком расположились па грядках кар тофель, капуста, лук. Таков „Уголок Мурмана11—картина, паппсанная ху дожником С. II. ІІипіо не красками, а живыми подлин ными материалами. И чувствуется в ней кисть незауряд ного мастера. Любят посещать „Уголок Мурмапа“ люди, побывав шие на Ыурмане, там жившие. Ведь нет для человека ничего милее воспоминаний о периодах, полных лишений и стопкой борьбы за жизнь. Постоянными гостями явля ются я некоторые человеческие экспонаты Выставки— самоеды с Кольского полуострова и туземцы Алтайских гор (Ойратской области). Им „Уголок Мурмана" напо минает родину. На вершинах Алтая, у Альпийской гоны, по словам алтайцев, та же карликовая растительность, такие же валуны, тот же пейзаж. Растительность „Уголка Мурмапа" привлекает внимание ботаников. Не редко к устроителям „Уголка" обращаются с просьбами о раз решениях на сбор мхов, лпшаев с камней и другой характерной для севера растительности для научных работ. Внутренность установленного на „Уголке Мурмана" вагопа, изображающего снаружи характерное для Мур манской ж. д. жилище транспортника, не является продолягеннем иаруяшой картины. Легко дополнить вооб ражением, как должпа ютиться в таком жилье семья железнодорожника. Внутри вагоп использован для сосре доточения в одно целое всех графических экспонатов и коллекций Мурманской ж. д. При входе в вагон прежде всего бросается в глаза красочно-яркий плакат: „Спящие богатства Мурманского
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz