Вестник Мурмана. 1923, № 42 (20 окт.).
8 В Е С Т Н И К № 42. данстве или желающие вступить в таковое, имеют право получить из федерального земельного фонда участок ве личиной в 160 акров, при условии постоянного прожи вания на нем и ведения на нем сельского хозяйства. Для этого необходимо сделать заявление местному агенту правительства, ведающему распределением земельного фонда, который записывает данный земельный участок за заявщиком, уплачивающим за запись 10 долларов. Занятие участка влечет за собою обязанность выстроить на нем дом, стоимостью не менее 800 долларов, и по стоянно прожить па участке не менее 6 месяцев в году в течение первых трех лет после занятия, Далее за- селыцик обязан за это время обработать не менее того установленного законом количества земли, таким образом, чтобы к концу трехлетнего периода было вспахано не мепее 80 и засеяно не менее 20 акров *). При испол нении всех этих условий в течение трех, а в иных случаях четырех лет— после занятия земельного участка, последний закрепляется за владельцем в собственность безвозмездно путем особой записи в книгах подлежащего государственного органа, удостоверением чему служит особый патент. В некоторых районах юго-западиой Ка нады колонист, владеющий гомстэдішм участком, имеет право приобретения соседнего участка в 160 акров на сходных условиях закрепления ее в собственность; по уже за плату (правда незначительную —3 доллара за акр). Дальнейшее увеличение площади фермы возможно лишь покупкой земли но рыночным ценам. Как видно из этих выдержек постановлений закона 2), Канадское правительство стремилось с самого начала заселить северо-западные территории экономически силь ными элементами, способпымп вести не продовольствен ное хозяйство, а товарно-предпринимательское, могущее создать крупные излишки продовольственных продуктов для рынков. Этим объясняются сравнительно крупные размеры участков— 60 десятин на русские меры, и равное наделение колонистов землей вне зависимости от количества членов семьи— отказ от присущего продо вольственному хозяйству подушного принципа. Прави тельству пет дела, сможет ли колонист обработать дан ный ему участок собственным своим трудом и трудом своей семьи; оно рассматривает колониста, взявшего участок, как сельско-хозяйствениого предпринимателя, который должен дать доказательство в том, что оп может превратить втуне лежащую землю в народно-хозяйствен ную ценность, лишь в таком случае она за ним закре пляется. Если он пользуется притом наемным трудом — тем лучше с точки зрения колопизационпых задач, которые ставило себе Канадское правительство. Имми грант—бедняк, который не может взять даровой зе мельный участок на установленных законом условиях, поступает сельско-хозяйственоым рабочим на ферму. Так как рабочих рук мало, заработная плата настолько высока, что он в несколько лет накопит известную де нежную сумму, необходимую для основания собствен ного хозяйства, а за время наемной работы он приобре тет нужные для этого навыки. *) Эта норма была установлена с 1908 года; до этого времени размер обрабатываемой площади мог быть меньше. В отношении стоимости возводимых построек требования закона также не сколько раз менялись. -) Текст его приведен в книге Н. Н. Епанчпна, цитированной выше. Землеустройство в прериях и некоторые условия занятия гомстэдных участков предполагают хуторское расселение. Но Канадское правительство, в особеппости в начале своей колонизационной деятельности, свободно разрешало и расселение деревнями. При заявлении о том не менее '20 семейств им отводился в одной меже общий участок по 160 акров на каждую семью; при этом проживание в селении считается проживанием па участке, требуемым законом. На таких основаниях посе лились в Канаде духоборы, мепнониты и несколько других сект коммунистического направления. Но впослед ствии Канадское правительство твердо стало па позицию лишь индивидуальных отзодов земельных участков и ; при том небольших отводов в одни руки; последнее диктовалось соображениями об опасности крупного земле владения н спекуляции землей, порой принимавшей в Канаде колоссальные размеры под влиянием железно дорожных и земельных компаний, получивших от пра вительства огромные площади земли в период 1870 — 1900 годов с целыо их колонизации на коммерческих принципах. ІІо в этом отношении большую роль сыграло распределение земли в шахматном порядке между покуп ными гомстэдными участками, благодаря которому пра вительство в любом районе могло противодействовать земельной спекуляции своей земельной политикой. Правда, при нарезке земли равными квадратами, отдельные уча стки были далеко не равноценны, и некоторые железно дорожные компании, в частности, Канадская Тихоокеан ская железная дорога, выговаривали себе право требо вать замены непригодных для колонизации участков, им отведенных, лучшими, но все же у правительства оставалось достаточное количество хороших гомстэдных участков. А квадратная форма участков представляла собою большие преимущества. Прежде всего квадрат является одной из наиболее выгодных форм земельного участка, т. к. при нем расстояния от фермы к полевым участкам наименее велики. Далее, при пей колонист, имея почти полную свободу выбора земли', пе мог выре зать участок узкой лептой по течению реки, по балке и т. д. и тем самым обесценивать дли полнейшего заселения огромную площадь, что является почти неиз бежным следствием „вольной заимки". А. К о л ь 1), наблю давший эту систему землеустройства в Америке, сле дующим образом резюмирует ее преимущества: „Она упраздняет массу межевой работы, ошибок, споров, дороговизну отмежевания ври покупке и разделе участ ков и, таким образом, делает земельную собственность и совершение на нее различных актов не таким гро моздким, дорогим п затруднительным. В четырехугольной форме очертание полей тоже, по необходимости, сохра няет необходимую для удобпой работы всех орудий правильную четырехугольную форму. Определение числа земельных единиц в каждом ноле, точный учет урожая и т. п., очень облегчается при этом. Конечно, при четырех-угольной парезке не может быть и речи о равноцен ности участков. Одни будут расположены в очень вы~ годных условиях, другие в плохих. В противоположность продовольственной общинной системе, эта система и не задает себе невыполнимых при капиталистической системе хозяйства задач достижения экономического „Вопросы колонизации", № 11. Стр. 124 сл.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz