Вестник Мурмана. 1923, № 41 (13 окт.).

Установление- всех тарифных, конвенционных и коммер­ ческих подробностей при организации упомянутого пря­ мого сообщения потребовало для своего осуществления значительных усилий и продолжительного времени. Солидарная работа участников „Соглашения", в целях широкого развития Северо-Заморского сообщения, выражается во взаимных обязательствах всеми завися­ щими мерами способствовать привлечению грузов на Мурманское направление. Создание благоприятных ком­ мерческих и технических условий, допускающих воз­ можность направления ввозных и вывозных грузов через Мурманский порт; исходатайствование пониженных, па некоторые ввозные и вывозные грузы, тарифов и скидок с таможенных пошлин; применение пониженных жел.-дор. тарифов только лишь для грузов, перевозимых в прямом Северо-Заморском сообщении и проч.,— таковы меро­ приятия Мурманской дороги, гарантирующие несомнен­ ные преимущества направления нашего импорта и экс­ порта в упомянутом сообщении через Мурманск. Со своей стороны, Ѳеверофлот обязуется войти в соглашение с иностранными пароходными предприятиями об установлении через посредство последних перевозок прямого сообщения с портами Северной и Южной Аме­ рики, Голландии, Бельгии, Франции и Испании для со­ ответствующих грузов, нуждающихся в таких транзит­ ных прямых перевозках; обязуется сообщать Правлению дороги сведения о фрахтах Лондонской Биржи, Бременских, Гамбургских и проч. Регулярные рейсы предположено установить один раз в месяц, или чаще, если это по­ требуется впоследствии, между Мурманском и Лондоном и обратно— с заходом в случае надобности в Берген, Гамбург и Бремен. При этом Северофлот изъявил свое согласие, впредь до окончательного утверждения „По­ ложения о Северо-Западном прямом через Мурманск сообщении“ установить первый срочный пароходный рейс с отходом из Мурманска не позже 1-го поября сего года, при наличии достаточного количества груза. На первое время ставится пароход ,ДОшар“ вместимо- стіло 1 .000 тонн, или соответствующий ему по тоннажу, скорости хода и по классу Ллойда. При накоплении же или одновременном предъявлении грузов в большем количестве, че^і может поднять поставленный на сроч­ ную линию пароход, Северофлот совершает перевозку по экстренным рейсам, ставя для этой цели другие пароходы. Таким образом, установление Заморского прямого сообщения через Мурманск переносит вопрос об орга­ низации нашего импорта и экспорта, при посредстве Мурманской ж. д., в новую стадию развития, создавая отныне прочную основу при посредстве регулярных рей­ сов, для постоянного общения с Западом. Пониженные таможенные пошлины и железнодорожные тарифы, ко­ торые установлены для Мурманской дороги, коммерче­ ские и проч. выгоды и льготы, предоставляемые послед­ ней грузоотправителям при направлении упомянутых грузов па Мурманск— все это вместе взятое призвано сыграть важную роль не только в деле оживления Се­ верного края и пересекающей его Мурманской ж. д., но так же и в развитии общего хозяйства страны. N N Нужна революция в рыбнодо деле. Нет более закоренелых консерваторов, работников более упрямых в своей косности, более ярых врагов всякого новаторства в своем промысле, чем наши север­ ные рыбаки. „Как наши прадеды и деды, так и мы“, таков их символ веры, который они, как фанатики, исповедуют. И ловят они рыбу так, как ловили ее 500 лет тому назад. Примитивный способ ловли в Ледовитом океане и Белом море поморами на шняках и елах хорошо из­ вестен читателям „Вестника Мурмана“ . И держатся его поморы упорно, видя в то же время, постоянно, усо­ вершенствованные методы ловли норвежцев, хищнически богатеющих в наших водах. Но, если Мурман, отрезанный от центра, от циви­ лизации до постройки дороги, закоренел в своем кон­ серватизме, держался своего веками выработанного уклада, это еще понятно. Но под боком столицы, под самым Петроградом имеются 2 громадных водоема, окруженные рядом горо­ дов и деревень, все население коих сплошь рыбаки. Мы говорим о Ладожском и Онежском озерах, соеди­ ненных с Петроградом прекрасными водными и железно­ дорожными путями (Мурманская дорога, Ирановская дорога Октябрьская дорога, Нева, Мариинская система). И здесь среди рыбаков та же косность, та же боязнь всего нового в их деле. С полным правом можно назвать эти озера забы­ тыми озерами. II действительно, в „Вестнике Мур- мана“ о них совсем не упоминается. А между тем они заслуживают внимания и по их значению для Мур­ манской ж. д. и по их богатству. Количество рыбы в них таково, что эти озера про­ кормят рыбой не только расположенные вблизи их се­ ления, по и в состоянии сиабдЕіть Петроград и Москву с их губерниями рыбой до „отказа". Кроме того, на этих озерах богатая охота на водяную птину и тюленей. Охота ва тюленей особенно важна и не только, как промысел. По подсчетам тюлени в год поедают в озе­ рах больше рыбы, чем все рыбаки в состоянии выло­ вить за четыре года. Вот, главным образом, почему эти • хищники должны подвергаться уничтожению. Расплоди­ лись они особенно за последние годы, когда' у населе­ ния не стало ружей и сетей для их ловли. Для Мур­ манской дороги эти озера представляют особый интерес, в частности, для Ириновской дороги. Но об этом мы скажем ниже, когда коснемся способов доставки рыбы. Благодаря особому качеству воды, ладожская и онежская рыба лучшая но вкусу, в сравнении с другими рыбами северных водоемов. Даже плотва, которая в других местах, всегда отдает тиной, пойманная в этих озерах— очень хороша на вкус. Рыбы этих озер:—из красных рыб: лососина, осетрина, форель и стерлядь (последней мало), Затем, очень круп-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz