Вестник Мурмана. 1923, № 40 (6 окт.).

14 В Е С ' T Н И К № 40. нуть, весьма интересное для нашего севера, использо­ вание для тракторов и грузовых автомобилей древес­ ного угля и дров. Испытания велись в 1922 г. и в настоящее время целые сотни грузовиков ходят во Франции на твердом топливе. Отвечая на вопрос одного из депутатов, ми­ нистр земледелия во Франции даі в 1922 г. следу­ ющий отзыв об опытах с древесным топливом: „Пред­ ставитель мин. земл. присутствовал на испытании (21 декабря 1921 г.). Испытания заключались в ис­ пробовании на тракторах газогенератора, работающего исключительно на древесном, угле с водой, так же как ранее того был испытан генератор для дров. Общее заключение таково, что испытываемый газогенератор может уже в настоящее время считаться вполне ра­ бочей машиной. Тракторы, к которым он был применен, могли работать как на одном бензине, так и на смеси газа и бензина и па одном газе. Генератор для дров не требует воды, которая необходима для генератора с древесным углем. Можно применять хворост, сучья, виноградные лозы. Не надо ли считать найденным те­ перь национальное французское топливо? Для работы, исполненной на 50 килом., с нагрузкой 2 .000 — 2 .600 кило­ грамм. расход был 5 ,75 до 6,25 франков для газо­ генератора вместо 27 ,70 франков стоимости бензина Испытания газогенератора были самые различные, как для грузовиков, так и на тракторах. При трактор­ ной вспашке расход на гектар (0,91 дес.) дал 115 ки­ лограмм топлива, состоявшего на S0°/0 дров и 2 0% древесного угля, при чем воды не требовалось. Для грузовиков при пробеге Вьеряон - Париж в 189 килом, расход выразился в 4S килогр. древ, угля и 156 килогр. дров, с прибавкой для пуска мотора и пр. 1,6 литра бензина, что дает на тонну и кило­ метр— 0 ,128 килогр. дров и 0 ,040 килогр. угля. Если сравнить цену этого с расходом бензина, то последний обошелся бы значительно дороже, и фирмы реклами­ руют об экономии до 80% - Что касается самого устройства, то оно состоит в добавлении к обыкновенному грузовику или трактору газогенератора из котельного железа (в который за­ гружается уголь или сухие дрова, небольшими обрез­ ками), и из очистителя для газа. Очищенный газ по­ ступает в мотор. Перед шоффером находятся три ры­ чага— одним открывается допуск бензина или газа, другим воздуха для его регулирования, третьим пред­ варение зажигания и, действуя ими, можно, не прерывая хода, работать или на одном газе, или па смеси его с бензином, или только на бензине. Обращение к бен­ зину может вызываться при пуске в ход или в случае трудных подъемов для усиления хода. Известными минусами всего устройства являются: 1) медленность начального пуска в ход, что требует до 20 минут, и делает неудобными применение для пас­ сажирских автомобилей и для машин с частыми не­ регулярными пусками; 2) добавочная тяжесть от газо­ генератора и очистителя, что, однако, не слишком ве­ лико (около Ѵ4 тонны) и покрывается дешевизной то­ плива; 8) место, добавочно занимаемое газогенератором и очистителем. Сам по себе газогенератор довольно гро­ моздок в виде, напр., цилиндра, диам. 50 см., высотой 2 метра; 4) большей медленностью хода сравнительно с работой на бензине. Что же касается работы мотора, нагара на нем и проч., то опыты в этом отношении благоприятны, но, конечно, время покажет свой результат в этом и нуж­ ные изменения в очистителе газа. Во всяком случае опыты показали, что применение для грузовиков и тракторов древесного угля и дров вполне возможно, дает значительную экономию, само приспособление просто и недорого и может быть устроено на любой машине и было бы желательно поэтому ско­ рейшее испытание их на нашем севере, где угля и дров много, а людей мало и работы непочатый край, ІГнж. П. Гаевский. Х Р ОНИК А . Оц ен к а работы . Правлением Мурманской жел. дор. получено от Председателя Правления Центросоюза письмо следую­ щего содержания. У в аж а емы е товарищи ! В целях сокращения накладных расходов на экспортные товары Правление ЦЕНТРОСОЮЗА, в виде опыта, направило несколько партий груза, например: Сельдей до 8G0.000 г.удов, сахарного песку 100.000 пуд. и риса до 200.000 пуд. через Мурманск, для дальнейшего следования в Москву и провинцию. Не говоря уже о тех выгодах, которые имеются в коммерческом отношении, Правление констатирует чрезвычайную аккуратность, быстроту выполнения заданий Мурманской дорогой, по выполнении операций по перевозке этого груза дорогой, так, например:— Пароходы разгружались при активной помощи дороги, без малейшей задержки, в большинстве слу­ чаев прямо в вагоны; грузы отправлены маршрутами, при чем маршрѵты, отправленные из Мурманска 7-го сентября, уже 11-го были в Чудове, что является рекордной скоростью, которую не знает ни одна до­ рога в довоенное время. Сохранность груза, как в смысле его целости, так и надежного подвижного состава, выше всякого ожидания. Правление ЦЕНТРОСОЮЗА с удовольствием конста­ тирует вышеизложенное, считает долгом засвидетель­ ствовать Правлению дороги и линейным сотрудникам признательность и полагает, что единственный неза­ мерзающий порт в С. О, С. Р. будет использован и другими организациями для перевозки их грузов, тем более, что Правление Мурманской дороги сделало все возможное, чтобы обеспечить интересы органи­ заций, не только в порту, но и в пути следования груза до места назначения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz