Вестник Мурмана. 1923, № 39 (29 сент.).
№ 39. М У Р М А Н А. 7 пшеницы, могущее быть произведенным в них, считает около 812 миллионов бушелей, если бы под пшеницей была занята 1ІІ всего этого пространства 2). И если этот расчет—в части, касающейся возможного количе ства производства пшеницы, несколько преувеличен, как это, впрочем, признает до известной степени сам автор, то официальные и официозные источники до войны и во время ее определяли годную для сельского хозяй ства площадь в Западной Канаде в значительно более крупных размерах, как показывает следующая таблица: НАЗВАНИЕ ПРОВИНЦИЙ. Общая площадь. Площадь, годная для сельского хозяйства. % отношение ее ко всей площади. 1 2 3 4 Манитоба............................... 149 25 17 Саскачеван ........................... 155 105 68 Альберта ........................... 161 100 62 Итого в степных провинц. . 465 230 49 У Statistical Abstract for the United States за 1912 год. Стр. 163. 2) Saunders, Wheat growing in Canada. Toronto. 190 U По расчетам, аналогичным с произведенными выше, это может дать около 46 миллионов акров посевной площади пшеницы; в таком случае Западная Канада даст от 7 0 0— 780 миллионов бушелей пшеницы в год— в 2 ‘Д раза больше, чем она дала в 1921 году и в 2 раза больше, чем она дала в 1922 году. Возможно, что этот последний расчет несколько преувеличен, но и при производстве 540 миллионов бушелей пшеницы в год Капада займет третье место по производству пше ницы после Соединенных Штатов и России и, вероятно, первое место по ее вывозу. Остается рассмотреть сельско-хозяйственные пер спективы Британской Колумбии. Площадь годных для сельского хозяйства земель в этой провинции States mans Uearbook за 1917 год определяет в 22 миллиона акров, что составляет меньше 10°/0 всей площади ее. Земледелие здесь не имеет шансов на развитие, но здесь имеются большие возможности для скотоводства, а главное— для плодоводства. Юго-западный угол про винции, как указано выше, отличается весьма мягким климатом: здесь вызревает виноград, персики и абри косы. Уже в настоящее время Британская Колумбия вывозит большое количество фруктов в Европу. Мебус. (Продолжение следует). Вагон-Книгоноша. В конце апреля 1922 г. 3-м Дорожным Съездом Мурманской жел. дор. был заслушан и принят к осу ществлению проект организации на линии ^рабочих кружков для коллективной, в „складчину", закуній книг. Одновременно с организацией на местах кружков „Книга в складчину" при Дорпрофсоже строился соот ветствующий аппарат для питания железнодорожного пролетариата основными изданиями в области литера туры, обществоведении, педагогики, учебниками, а также всеми текущими новинками книжного рынка. П/Отдел Книга в складчину строился па припципе хозрасчета, без основного капитала. Преследуя цели просвещения железнодорожного про летариата северной окраины, Книга в складчину ста вила себе задачей фактически приблизить книгу к читателю- пролетарию, проложить путь полезной и нужной книге в трудовые семьи железнодорожпика-мурмапца. В осуществление указанных заданий П/Отделом Книга в складчину был оборудован под книжную лавку передвижной вагон-выставка,, а в помещении Политпро света дороги была создана постоянная выставка книж ных новинок. Лучшие издательства Петрограда, Москвы и Украины приняли участие своими экспонатами в обоих выставках, при чем с издательствами был заключен договор, в силу коего П/Отдел Книга в складчину отпускает книгу железнодорожнику с двоякой скидкой: скидка с курса золотого рубля и скидка с номинала. Полный возврат издательствам непроданных книг дает П/Отделу возможность без каких-либо денежных затрат иметь в передвижном вагоне богатый выбор книг по всем отраслям знаний. После сравнительно короткого организационного пе риода—июнь, июль Д9 2 2 г. Вагон-Книгоноша был в сентябре месяце прошлого года двинут на линию пер вым рейсом, с отцепками па, местах стоянок. На всем 1850-верстном протяжении Мурманской жел. дор. не было не только книжного магазина, но и газетпого киоска. Не было их и во всем Олоно-Мур- манском крае. Появление вагона Книгоноша на дальнем севере, как и следовало ожидать, вызвало живой интерес среди железнодорожного пролетариата. Книги охотно раску пались, как отдельными рабочими, так и территориаль ными организациями. Пребывание вагона на глухих станциях далекого края было праздником для детворы. Детская литература бралась на расхват. В тех районах, где пребывание передвижного ва- гопа не совпадало во времени с выплатой жалования железнодорожникам, а последние, не имея наличных средств были бы вынуждены отказаться от закупок книг,-— Вагон-Книгоноша выполнял требования рабочих В кредит, с гарантией Месткомов. Больше того, — книги рабочим отпускались в месячный кредит по курсу дня отпуска. Последняя льгота—платеж через месяц по курсу дня отпуска книг, помимо обычной скидки с номинала, особенно удешевляла книгу и это обстоятельство пе мало содействовало насаждению полезной книги. Что это было так, что широкий и льготный кредит действительно облегчил книге доступ в рабочую среду,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz