Вестник Мурмана. 1923, № 39 (29 сент.).

№ 39. М У Р М А Н А. 9 моря на Северный Ледовитый океан. Действительно, цифровые данные и практические деловые расчеты, которыми дорога отвечает на запросы заинтересованных учреждений, служат наиболее убедительным аргументом при решении вопроса о наиболее выгодных условиях и маршруте при перевозке импортного сырья и экспорте готовых фабрикатов. Так, например, при направлении до ст. Петроград через Мурманск сырья для нужд Треста Резиновой Промышленности, общий выигрыш, по сравнении с направлением через Новый Порт, на один пуд резинового сырья в первом случае составит 39 (летом) и 69 золотых копеек (зимой), или, при го­ довой потребности Треста — 3 0 0— 500 тысяч пудов резины— от 117 до 345 тысяч золотых рублей. Кроме того, и, в отношении морских фрахтов и портовых сбо­ ров, Мурманский порт имеет также преимущество перед Балтийскими портами. В то время, как фрахт на общие грузы от Лондона до Петрограда составляет в последнее время, в среднем, около 20 шиллингов на тонну (**/6— 2Уз) Северо-флот установил на общие грузы от Лондона до Мурманска фрахт в 18/е с возможным в дальнейшим понижением до 18/Ч с топны. Портовые сборы в Мурманске также обходятся значительно дешевле, чем в Петроградском порту, и составляют в общем около 2 ,7— 3,0 коп. Что ЛѵО ІКСЗіСТСЛ ВрСМбИИ и^^О.А'ДбИЙЯ 13 ПуТИ ИлШОрІ ных грузов, то следует иметь в виду: 1) последний наглядный припер перевозки вышеупомянутых грузов Центросоюза и 2) продолжительность морского пути от Лондона до Мурманска, которая колеблется, в зависи­ мости от захода судна в те или иные по пути порты, и в среднем составляет около недели. Кроме указанных льгот, в самом ближайшем будущем (по всей вероятности в ноябре месяце) для грузов, перевозимых через Мур­ манск, устанавливается смешанное прямое заморское со­ общение от ст. Русской Сети до портов Англии, Нор­ вегии и Германии и обратно, что дает Мурманскому направлению целый ряд несомненных преимуществ. Бу ­ дут установлены прямые, регулярные пароходные рейсы между Мурманском и названными портами; на весь путь следования (морской и железнодорожный) будет соста­ вляться один грузовой документ, при чем в тарифе пря­ мого сообщения будут зафиксированы максимальные ставки, выше которых пароходства брать не могут. Таким образом, бездоходная и недостроенная Мур­ манская ж. д., работающая в тяжелых климатических и материальных условиях, выходит из замкнутого круга местных интересов, и очередные вопросы своего же­ лезнодорожного хозяйства разрешает с точки зрения общегосударственных проблем. Импортные грузы, идущие в настоящее время через Мурманск, направляются в самые отдалепные пункты Советской Федерации— и мы видим, как Сибирь и Кавказ, Западный край и Сред­ няя Азия, через Мурманский порт и Мурманскую ж. д., отныне связаны непрерывной цепью железнодорожного и морского транспорта с очагами европейской культуры. Это уже не эфемерные проекты, теряющиеся в неопре­ деленном тумане будущего, но реальный, неоспоримый факт и наглядный пример того, что может дать родной стране и человечеству революционная мысль и непре­ клонная воля нации, сбросившей с себя вековые цепи. N . N . кок прокормить скот, когдо недостает сено. За последнее время неоднократно на страницах „Карельской Коммуны “ помещались безотрадные вестп из многих волостей, что сено сгнило или унесено водой, а овес и даже ячмень повреждены ииеями и почти безнадежны. Неизбежна бескормица и уже теперь идут разговоры о том, чтобы продавать и бить скот; но кто не знает, что скот— основа крестьянского хозяйства на севере, что без скота нашему крестьянству не прожить. Да и много ли его осталось после войны и бандитских набегов на наш край? Все это заставляет нас вновь взяться за перо, чтобы напомнить нашим читателям о тех кормовых средствах, которые заботливому крестьянину может дать лес, его его испытанный старый и неизменный друг. Об этом мы много писали в 1918 л 1919 гг. в местных газетах, много писалось также и в Московских газетах, рассылались плакаты, делались распоряжения из центра, но мало кто прислушивался к этим советам и указаниям. Попробуем же начинать сначала. Древесная листва, особенно же листва березы, осины и рябины представляет отличный корм для скота; она даже питательнее сена. Это хорошо знают наши соседи, крестьяне прибалтийских стран—Латвии, Эстонии, Фин­ ляндии и даже смежной с нами Архангельской губернии. Там заботливые хозяева ежегодно запасают на зиму для подкормки скота, вдобавок к сену, древесный лист и мелкую древесную ветку. Для этого в хорошую погоду идут в леса и молодые перелески, нагибают ветви и вершины молодых густооблиственных деревьев— березы, осины, липы, ольхи, ивы, рябины и рукой, одетой в кожаную рукавицу, роняют в подставленный мешок целыми пригорошнями древесный лист, обламывают и бросают туда же мелкую ветку, которую легко достать рукой, пли же обрубают нижние ветки топором и увозят на телегах, чтобы проделать эту же работу у себя на дворе. У нас, при обилии леса, не грех срубить для той же цели и отдельно стоящие окраинные на лесных опушках ветвистые деревья, вырубить кустарник на пожнях, ивняк вдоль речки и проч. Работа эта идет быстро, в ней принимают участие и старики и дети, лишь была бы охота, а если подсчи­ тать хорошенько, то окажется, что эта работа даже продуктивнее той, которую проделывает крестьянская семья в страду, в знойный летний день, с „горбушей" на плохой пожне, где часто бывает только осока, да едкий лютик и мох. Полученную таким образом мелкую ветку „веники" ставят стоймя или подвешивают в сухих сараях для просушки, а затем сваливают на сеновал; заготовлен­ ный же отдельно лист раскидывают на чистом досчатом полу сарая и ворошат изредка вилами день-другой, пока лист не просохнет, после чего его сгребают в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz