Вестник Мурмана. 1923, № 38 (22 сент.).
№ 38. М У Р М А Н А , 15 ствам, пачинает проявляться сильный интерес со стороны частных лиц. Так, в Москве, где острота квартирного кризиса особенно ощутительна, намечен к постройке целый ряд домов с квартирами для трудящихся. К постройке этих домов предположено приступить еще в текущем строительном сезоне, при чем близость его окончания не может влиять па возведение построек, так как в системе экономического домостроения инж. Гала хова особенно ценпым является возможность производить постройку домов и других сооружений в любое время года. Для возможности использования теряолитовых по строек в Мурманско-Карельском крае постройка казарм в Мурманске явится опытом, результаты которого, несомненно, будут использованы всеми учреждениями, которые заинтересованы в развитии благосостояния крал п максимального его устроения. А. Ж — ин. ------------------— -------------- -— Г р о з н а я о п а с н о с т ь . Петроградский обыватель хмуро прячет от дождя голову в воротник и сердито ворчит на „скучную4 погоду, не чувствуя и мало разумея, какая страшная угроза создается этой „непогодью14 там, па далеких полях, на нашей линии. Район Мурманской жел. дор. целиком в полосе этой непогоды. Началось с весны. „Текущий сельско-хозяйствеппый год в отношении посевов с момента обсеменения, а равно выхода озимых из-под снега, оказался весьма неудачным. Имеют место вымочки в течение всей первой половины лета, озимые попрели на 24°/о всей своей первоначальной площади. Недосевы яровых картофеля и хлебов в связи с дождли вой и холодной погодой, мешавшей своевременному высеву, выражаются в 1 2% . Виды па урожай хлебов уже с самой весны были ниже среднего; они немного повысились в половине июня, но уже к августу оценки урожая вновь падают. В средине августа от 12 до 28 числа прошла целая полоса морозов, значительно повредивших хлеба, глав ным образом, картофель, поскольку последний еще начал цвести. Сплошные северные морозы коснулись особенно северной части района, т. е- к северу от Петрозаводска, где надежды на сколько-нибудь удовле творительный сбор хлеба сведены па-нет. Недобор хлеба по Карелии учитывается выше 5 0% , около 20 тонн если яровые вообще дозреют, а не придется их скосить на корм скоту, так как погода совершенно неблагоприятствует их дозреванию. В по следнее время ежедневно идут дожди, температура днем достигает 10 градусов, ночыо доходит до— 1— 3 ° “ . Так доносит агроном 2-го участка. Севернее— того хуже. Со всех станций Агрослужбы дороги несется клич о спасении. Гибнут все посевы, с таким трудом произве денные транспортниками, но этого мало: — Создается грозная опасность гибели всего животно водства на дороге. Из года в год регистрация Агрослужбой скота железнодорожников показывала увеличение его. Транс портник Мурманской дороги, укрепляя свою оседлость, первым делом обзаводился коровой, которая давала ему до 4 0 % его продовольственного бюджета. И вот грядущая зима обрекает па протяжении всей линии дороги, за исключением самого южного участка, скот железнодорожников на голодовку, а затем под нож, на мясо. Дожди и низкая температура понизили продукцию сенокосов более, чем па 50"/о. Цены па мясо па линии, начиная с августа месяца, все время падают, что является результатом большого предложения на рынок убоя скота транснортников, лишенных возможности заготовить грубый корм. Вот характерный образец такого положения— донесе ние Иосевкома ст. Кивач: „При сем препровождаем Вам список на коров, телят и свиней, имеющихся на станции Кивач и изве щаем Вас, что покосу у нас совершенно мало, па слу жащего и рабочего приходится но 150 кв. саж. и еще извещаем в ночь с 16 на 17 июля морозом захватило картофель и 9 0 ° /о замерзло, просим Вас, если можете, дать какой-нибудь совет, то просим Вас пришлите письменно или благоволите навестить нашу станцию сами, часть замерзла уже начал распускаться цвет, а часть еще не начала цвесть“ . В нормальные годы сенокосы транспортников па севере дороги дают обезпечение на зиму с затратой зна чительных трудовых средств, ибо сепокосы заросли кустарником, зачастую заболочены. Широкая программа мелиоративных работ и меро приятий по расширению лугового фонда должна пред шествовать распространению и расширению животно водства. Рост, же количества скота железподорожников- мурманцев шел до сих пор стихийно. В первую очередь этим путем выражалось и выявлялось общее укрепление бюджета железнодорожников. Первые признаки улучше ния заработка и муществепного достатка сказывались в приобретении коровы. И в данпом случае стихия, без научно-агрономиче ского руководящего направления, приводит к горьким урокам— такое, как в текущем году, лето указывает железнОдорожникам-мурманцам оа необходимость обра тить свое общественное внимание на создание лугового фонда в пристанционных поселках. Агрослужба в текущем году, сосредоточивая свое внимание на оказание практической помощи железно дорожникам, организует массовые заготовки сена на южных участках и намерена завести до 160 тонн на север, но, очевидио, что нужны особые и довольпо значительные средства, чтобы в общем масштабе дорога помочь хотя бы половине трапспортпиков, стоящих пе ред угрозой потерять свой скот. Очевидио, что для этого нужно заготовить не 160 топн сена, а не одну сотню тонн его, а для этого нужно, по меньшей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz