Вестник Мурмана. 1923, № 38 (22 сент.).

№ 38. М У Р М А Н А , 15 ствам, пачинает проявляться сильный интерес со стороны частных лиц. Так, в Москве, где острота квартирного кризиса особенно ощутительна, намечен к постройке целый ряд домов с квартирами для трудящихся. К постройке этих домов предположено приступить еще в текущем строительном сезоне, при чем близость его окончания не может влиять па возведение построек, так как в системе экономического домостроения инж. Гала­ хова особенно ценпым является возможность производить постройку домов и других сооружений в любое время года. Для возможности использования теряолитовых по­ строек в Мурманско-Карельском крае постройка казарм в Мурманске явится опытом, результаты которого, несомненно, будут использованы всеми учреждениями, которые заинтересованы в развитии благосостояния крал п максимального его устроения. А. Ж — ин. ------------------— -------------- -— Г р о з н а я о п а с н о с т ь . Петроградский обыватель хмуро прячет от дождя голову в воротник и сердито ворчит на „скучную4 погоду, не чувствуя и мало разумея, какая страшная угроза создается этой „непогодью14 там, па далеких полях, на нашей линии. Район Мурманской жел. дор. целиком в полосе этой непогоды. Началось с весны. „Текущий сельско-хозяйствеппый год в отношении посевов с момента обсеменения, а равно выхода озимых из-под снега, оказался весьма неудачным. Имеют место вымочки в течение всей первой половины лета, озимые попрели на 24°/о всей своей первоначальной площади. Недосевы яровых картофеля и хлебов в связи с дождли­ вой и холодной погодой, мешавшей своевременному высеву, выражаются в 1 2% . Виды па урожай хлебов уже с самой весны были ниже среднего; они немного повысились в половине июня, но уже к августу оценки урожая вновь падают. В средине августа от 12 до 28 числа прошла целая полоса морозов, значительно повредивших хлеба, глав­ ным образом, картофель, поскольку последний еще начал цвести. Сплошные северные морозы коснулись особенно северной части района, т. е- к северу от Петрозаводска, где надежды на сколько-нибудь удовле­ творительный сбор хлеба сведены па-нет. Недобор хлеба по Карелии учитывается выше 5 0% , около 20 тонн если яровые вообще дозреют, а не придется их скосить на корм скоту, так как погода совершенно неблагоприятствует их дозреванию. В по­ следнее время ежедневно идут дожди, температура днем достигает 10 градусов, ночыо доходит до— 1— 3 ° “ . Так доносит агроном 2-го участка. Севернее— того хуже. Со всех станций Агрослужбы дороги несется клич о спасении. Гибнут все посевы, с таким трудом произве­ денные транспортниками, но этого мало: — Создается грозная опасность гибели всего животно­ водства на дороге. Из года в год регистрация Агрослужбой скота железнодорожников показывала увеличение его. Транс­ портник Мурманской дороги, укрепляя свою оседлость, первым делом обзаводился коровой, которая давала ему до 4 0 % его продовольственного бюджета. И вот грядущая зима обрекает па протяжении всей линии дороги, за исключением самого южного участка, скот железнодорожников на голодовку, а затем под нож, на мясо. Дожди и низкая температура понизили продукцию сенокосов более, чем па 50"/о. Цены па мясо па линии, начиная с августа месяца, все время падают, что является результатом большого предложения на рынок убоя скота транснортников, лишенных возможности заготовить грубый корм. Вот характерный образец такого положения— донесе­ ние Иосевкома ст. Кивач: „При сем препровождаем Вам список на коров, телят и свиней, имеющихся на станции Кивач и изве­ щаем Вас, что покосу у нас совершенно мало, па слу­ жащего и рабочего приходится но 150 кв. саж. и еще извещаем в ночь с 16 на 17 июля морозом захватило картофель и 9 0 ° /о замерзло, просим Вас, если можете, дать какой-нибудь совет, то просим Вас пришлите письменно или благоволите навестить нашу станцию сами, часть замерзла уже начал распускаться цвет, а часть еще не начала цвесть“ . В нормальные годы сенокосы транспортников па севере дороги дают обезпечение на зиму с затратой зна­ чительных трудовых средств, ибо сепокосы заросли кустарником, зачастую заболочены. Широкая программа мелиоративных работ и меро­ приятий по расширению лугового фонда должна пред­ шествовать распространению и расширению животно­ водства. Рост, же количества скота железподорожников- мурманцев шел до сих пор стихийно. В первую очередь этим путем выражалось и выявлялось общее укрепление бюджета железнодорожников. Первые признаки улучше­ ния заработка и муществепного достатка сказывались в приобретении коровы. И в данпом случае стихия, без научно-агрономиче­ ского руководящего направления, приводит к горьким урокам— такое, как в текущем году, лето указывает железнОдорожникам-мурманцам оа необходимость обра­ тить свое общественное внимание на создание лугового фонда в пристанционных поселках. Агрослужба в текущем году, сосредоточивая свое внимание на оказание практической помощи железно­ дорожникам, организует массовые заготовки сена на южных участках и намерена завести до 160 тонн на север, но, очевидио, что нужны особые и довольпо значительные средства, чтобы в общем масштабе дорога помочь хотя бы половине трапспортпиков, стоящих пе­ ред угрозой потерять свой скот. Очевидио, что для этого нужно заготовить не 160 топн сена, а не одну сотню тонн его, а для этого нужно, по меньшей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz