Вестник Мурмана. 1923, № 38 (22 сент.).

побыть еще один день на остановке, почаще приезжать с такими поездами и проч. Нет никаких сомнений, что проектируемый товаро­ продовольственный поезд, в соединении с культурно- просветительными, агропомическо-колонизационными за­ дачами, найдет также широкое поле для своей практи­ ческой работы и проложит новый путь к укреплению хозяйственности в районе дороги. Укрепляя хозяйствен­ ный быт транспортников и первых оседлых колонистов из их среды, влияние его через них широко отзовется и на окрестном населении, которое невидимыми нитями потянется к поезду и будет вовлекаться в орбиту его коммерческой и культурной работы. Термолитовое Обрисованная в общих чертах в JN» 86 „Вестника Мурмана" система экономического домостроения из де­ рева и термолита, изобретенного кнж. Галаховым, воз­ будила всеобщий интерес в СССР. Целый ряд научных и хозяйственных учреждений, учитывая значение широких перспектив в строительном деле, открываемых новым изобретением, подверг его всестороннему обследованию. Так, строители Всесоюзной Сельско-Хозяйственной Выставки в Москве, академик-архит. А. В. Щусев и В. К. Олтаржевский, после всестороннего ознакомления с системой термолитовых построек, разрешили построить на территории Выставки здание Волостного Исполкома на средства Выставки. Волостной Исполком, площадью в 50 кв. саж., был построен в течение месяца при нор­ мальном количестве рабочих и в настоящее время открыт для обозрения. Пленум Центрального Бюро Научно-Технических сил союза строительных рабочих с участием Москов­ ского Губ. Бюро и представителей научных обществ, высших учебных заведений и Хозоргаиов в расширен­ ном заседании, заслушав доклад инженера Галахова о его системах экономического строительства признал его работы в этой области ценными (журнал „Строительная Промышленность" № 1, сентябрь 1928 г.). Научно-Технический Комитет НКПС'а, заслушав доклад инж. Галахова об изобретенном им строительном материале под названием „Термолит“ для заполнения пустот в стенах каркассных сооружений и для устрой­ ства смазок в полах и потолках, признал проектируе­ мый им способ целесообразным (журнал № 1, от 6-го июля 1923 г.). Если приведенные выше обследования носят харак­ тер теоретически-опытного подхода, то в качестве пока­ зательного примера особенно интересно обследование по­ строек из термолита, возведенных на ст. Раздельная еще в 1 9 1 1— 12 году и, следовательно, насчитывающих 12 лет существования и притом находившихся в сфере военных действий. Комиссия из представителей Сев.-Западн. Государств, Строительной Конторы и Волховстроя, осмотрев эти дома, составила акт, в котором указывает, что всего на ст. Раздельная выстроено было в 1911— 1912 годах Первый рейс этого поезда в большей своей доле может быть лишь нащупает почву для работы— за то второй и дальнейшие рейсы его выявят уже подлинную и тесную связь органов Правления и Управления до­ роги с нуждами и запросами далеких северных участков. В настоящий момент детали организации поезда со­ гласованы с T1I0 и Коммерческим Отделом Правления. Последняя стадия—это увязка работы его с Доркультом и Дорпрофобром, каковая иа-днях будет закончена, после чего будет приступлено к оборудованию поезда. В последних числах сентября первый товаро-про- довольственный поезд будет на севере. Агроном. строительство. пять двух-этажных домов, из них в одном помещается школа во втором — канцелярия школы, а осталь­ ные заняты жильцами. Указанные дома, хотя и пред­ назначались, повидимому, лишь для летнего жилья, на что указывает большое количество окоп, наличие не­ больших комнат с тремя наружными стенами, поста­ новка печей у наружных степ, большое количество кры­ тых, открытых и застекленных балконов и наружных дверей, но по отзывам жильцов, лучше деревянных до­ мов держат тепло. При наружном осмотре стен выяснилось, что, несмотря на бомбардировку большими орудиями, заставлявшую все дома подпрыгивать, когда снаряды рвались в саду, когда из деревянных тут же стоящих домов вылетала пакля, — термолитовые дома даже не дали больших трещин; лишь в некоторых местах отлетала штукатурка. В некоторых домах имеются трещины на фундаментах, но, повидимому, от неравномерной осадки, вообще же кое где имеются трещины волосяные или небольшие. Несмотря на то, что за десять лет пе было произве­ дено обсолютно никакого ремонта, дома выглядят с наружной стороны совершенно новыми, ярко-белыми, а изнутри лишь чрезвычайно сильно загрязнены. Жильцы показывают, что при больших бурях выду­ вания помещения пе наблюдается, также не наблюдалось никогда промерзание стен, хотя имеющуюся толщину заполнения термолитом в 4 ” даже сам изобретатель термолита, инженер II. Г. Галахов, находит недостаточ­ ной и считает желательным делать стены толщиною в б ''. Осмотр домов показал всю целесообразность приме­ нения вышеозначенной системы при возведении жилых сооружении; дома оказались теплыми, сухими, гигиенич­ ными, а также более огнестойкими по сравнению с домами деревянными и более сильно сопротивляющимися раз­ личного рода атмосферным влияниям. Далее Петроградское Военпо-Ипжеперное Управление, всесторонне ознакомясьс системой термолитовых построек, приняло ее и разрешило приступить по указанной си­ стеме к постройке воинских казарм в гор. Мурманске. Как и следовало ожидать, вслед за Госучреждениями, признавшими целесообразность экономического домо­ строения из дерева и термолита, к означенной системе, благодаря ее дешевизне и другим положительным свой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz