Вестник Мурмана. 1923, № 38 (22 сент.).

N° 38. M У P M A H A. 13 тение с юга по р. Выгу и с Поморья берегом моря и трактом. „Значительное подспорье всюду составляет ското­ водство: коров держит около половины рыбаков, добывая сено в ближайших окрестностях. Но степень развития скотоводства далеко пе та, которая вполне обеспечи­ вается наличием большого количества мест, пригодных после самых незначительных мелиоратпвпых работ к раз­ делке па сенокоспые угодия“ . Вот еще район мелиоративных работ к будущему плану. Три слагаемых. Колонизационное дело становится на широкий путь, увлекая своими перспективами интересы госучреждений, кооперативный и частный капитал в те русла, которые смогут дать устойчивые берега, а пе затеряются в из­ лучинах хозяйственного водоворота. Необходимо дать мелиорации ориентировочное поло­ жение в увязке с иными техническими мероприятиями земельной и лесной колонизации. Перспектива мелиора­ ции достаточно обширна, чтобы признать за пего права гражданства в работах по колонизации, чтобы дать ей возможность выйти па широкий круг общественных и экономических интересов. В условиях революционной эпохи каждое строитель­ ство, как и мелиоративное дело в частности, обходится сравнительно дешево по отношению с мирным временем. Обесцененная денежная единица при относительно вы­ соких рыночных товарных цепах и низкой заработной плате,— все это дает дешевую стоимость составления и исполнения проектов. Поэтому работы по земельной колонизации находятся в периоде относительно благо­ приятном для их начала, когда экономика ведет свою липию на установление нормального сочетания между трудом, капиталом и объектами воздействия. И так, при обзоре всех мелиоративных работ при­ ходим к выводу, что они будут возникать с трех сторон: запросами земельной и лесной колонизации, интересами сел.-хоз. заселения и жел.-дор. магистрали. Суммирование этих трех слагаемых вместе с неотъем­ лемым научным исследованием, как базисом под прак­ тическую деятельность, составит мелиоративный план. Вот такова оценка мелиоративных перспектив и задач на пороге развертывающегося колонизационного плана. I I. Шерстобоев. ......... П р а в и л ь н а я м ы с л ь . Она еще в стадии разработки, па пути к практи­ ческому осуществлению, но мы считаем пе лишним предварительно ознакомить с пей читателей, ибо может быть в процессе организации будут даны товарищеские поправки и предложения в интересах правильного раз­ решения вопроса. Это— мысль УЦД т. Арнольдова об организации товаро-продовольствеппых поездов для регулярного об­ служивания железнодорожного населения северных участ­ ков в снабжении их продовольствием и предметами первой необходимости. Мысль— мимо которой нельзя пройти, столкнувшись с условиями жизни заброшенных на севере станцион­ ных поселков. При объезде линии тов. Арнольдов отовсюду слы­ шал жалобы на полную отрезанность далеких северных участков от мира сего. Базисные склады— магазины ТНО расположены лишь в крупных деповских станциях, остальные же станции лишены всякой возможности де­ лать необходимые закупки. Для этого им необходимо ездить зачастую за сотню километров. В настоящий момент, по заданию УЦД, Колониза­ ционно - Агрономический Отдел разрабатывает проект организации товаро-продовольственного поезда, в основу которого положеп опыт рейса агрономического поезда текущей весной. Поезд проектируется сформировать в составе пяти вагонов с продовольствием и предметами первой необ­ ходимости, одного вагона-склада сельско-хозяйственпого инвентаря, материалов н литературы и вагона кино- аудитории. Дело продовольственного снабжения в этом поезде берет на себя ТПО, вкладывая в это капитал в В— 4 триллиона. Идею передвижного продовольственного ма­ газина ТІІО признает давно назревшим и безусловно рациопалыюй для условия наших северных участков. Вопрос агрономическо-колонизационного обслуживания железнодорожников и колонистских поселков, куда вхо­ дит, как техппческо-агрономическая пропаганда, так и снабжение сел.-хоз. инвентарем, семенами, литературой и проч.— взял на себя соответственно Колонизационный Отдел и Агрослужба. Предполагается, используя вагон-аудиторию, —давать научные сеапсы агрономического кинематографа, сопро­ вождаемые лекциями; организовать во примеру весен­ него рейса колонизационное Бюро Справок для дачи всякого рода разъяснений и для приема заявлений по вопросам колонизационной оседлости; здесь будет функ­ ционировать Стол Заказов, где будут приниматься за­ казы па заготовку и высылку таких предметов, которых в данный момент может не быть в поезде, но которые при следующем рейсе или путем высылки особой по­ сылкой могут быть доставлены заказчику (напр., швей­ ные машины, самовары, мебель и проч.). Каждый рейс поезда будут сопровождать агрономы Агрослужбы и специалисты Колонизационного Отдела, которые путем такого тесного сближения с жизиыо станционных поселков сумеют блшке подойти в своей техническо-пропагандистской работе к нуждам линии, а с другой стороны сами будут знакомиться с этими нуж­ дами на предмет выработки дальнейшего плана работ. Агропоезд в своем рейсе весной текущего года, не­ смотря на условия спешной организации, в исканиях первого опыта, нащупывая пути своей работы, успел, однако, столь близко подойти к пптересам заброшенных на далеких северных станциях железнодорожников, что успех его работы превзошел все ожидания: отовсюду слышались просьбы— остановиться на обратном пути,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz