Вестник Мурмана. 1923, № 38 (22 сент.).
N° 38. M У P M A H A. 13 тение с юга по р. Выгу и с Поморья берегом моря и трактом. „Значительное подспорье всюду составляет ското водство: коров держит около половины рыбаков, добывая сено в ближайших окрестностях. Но степень развития скотоводства далеко пе та, которая вполне обеспечи вается наличием большого количества мест, пригодных после самых незначительных мелиоратпвпых работ к раз делке па сенокоспые угодия“ . Вот еще район мелиоративных работ к будущему плану. Три слагаемых. Колонизационное дело становится на широкий путь, увлекая своими перспективами интересы госучреждений, кооперативный и частный капитал в те русла, которые смогут дать устойчивые берега, а пе затеряются в из лучинах хозяйственного водоворота. Необходимо дать мелиорации ориентировочное поло жение в увязке с иными техническими мероприятиями земельной и лесной колонизации. Перспектива мелиора ции достаточно обширна, чтобы признать за пего права гражданства в работах по колонизации, чтобы дать ей возможность выйти па широкий круг общественных и экономических интересов. В условиях революционной эпохи каждое строитель ство, как и мелиоративное дело в частности, обходится сравнительно дешево по отношению с мирным временем. Обесцененная денежная единица при относительно вы соких рыночных товарных цепах и низкой заработной плате,— все это дает дешевую стоимость составления и исполнения проектов. Поэтому работы по земельной колонизации находятся в периоде относительно благо приятном для их начала, когда экономика ведет свою липию на установление нормального сочетания между трудом, капиталом и объектами воздействия. И так, при обзоре всех мелиоративных работ при ходим к выводу, что они будут возникать с трех сторон: запросами земельной и лесной колонизации, интересами сел.-хоз. заселения и жел.-дор. магистрали. Суммирование этих трех слагаемых вместе с неотъем лемым научным исследованием, как базисом под прак тическую деятельность, составит мелиоративный план. Вот такова оценка мелиоративных перспектив и задач на пороге развертывающегося колонизационного плана. I I. Шерстобоев. ......... П р а в и л ь н а я м ы с л ь . Она еще в стадии разработки, па пути к практи ческому осуществлению, но мы считаем пе лишним предварительно ознакомить с пей читателей, ибо может быть в процессе организации будут даны товарищеские поправки и предложения в интересах правильного раз решения вопроса. Это— мысль УЦД т. Арнольдова об организации товаро-продовольствеппых поездов для регулярного об служивания железнодорожного населения северных участ ков в снабжении их продовольствием и предметами первой необходимости. Мысль— мимо которой нельзя пройти, столкнувшись с условиями жизни заброшенных на севере станцион ных поселков. При объезде линии тов. Арнольдов отовсюду слы шал жалобы на полную отрезанность далеких северных участков от мира сего. Базисные склады— магазины ТНО расположены лишь в крупных деповских станциях, остальные же станции лишены всякой возможности де лать необходимые закупки. Для этого им необходимо ездить зачастую за сотню километров. В настоящий момент, по заданию УЦД, Колониза ционно - Агрономический Отдел разрабатывает проект организации товаро-продовольственного поезда, в основу которого положеп опыт рейса агрономического поезда текущей весной. Поезд проектируется сформировать в составе пяти вагонов с продовольствием и предметами первой необ ходимости, одного вагона-склада сельско-хозяйственпого инвентаря, материалов н литературы и вагона кино- аудитории. Дело продовольственного снабжения в этом поезде берет на себя ТПО, вкладывая в это капитал в В— 4 триллиона. Идею передвижного продовольственного ма газина ТІІО признает давно назревшим и безусловно рациопалыюй для условия наших северных участков. Вопрос агрономическо-колонизационного обслуживания железнодорожников и колонистских поселков, куда вхо дит, как техппческо-агрономическая пропаганда, так и снабжение сел.-хоз. инвентарем, семенами, литературой и проч.— взял на себя соответственно Колонизационный Отдел и Агрослужба. Предполагается, используя вагон-аудиторию, —давать научные сеапсы агрономического кинематографа, сопро вождаемые лекциями; организовать во примеру весен него рейса колонизационное Бюро Справок для дачи всякого рода разъяснений и для приема заявлений по вопросам колонизационной оседлости; здесь будет функ ционировать Стол Заказов, где будут приниматься за казы па заготовку и высылку таких предметов, которых в данный момент может не быть в поезде, но которые при следующем рейсе или путем высылки особой по сылкой могут быть доставлены заказчику (напр., швей ные машины, самовары, мебель и проч.). Каждый рейс поезда будут сопровождать агрономы Агрослужбы и специалисты Колонизационного Отдела, которые путем такого тесного сближения с жизиыо станционных поселков сумеют блшке подойти в своей техническо-пропагандистской работе к нуждам линии, а с другой стороны сами будут знакомиться с этими нуж дами на предмет выработки дальнейшего плана работ. Агропоезд в своем рейсе весной текущего года, не смотря на условия спешной организации, в исканиях первого опыта, нащупывая пути своей работы, успел, однако, столь близко подойти к пптересам заброшенных на далеких северных станциях железнодорожников, что успех его работы превзошел все ожидания: отовсюду слышались просьбы— остановиться на обратном пути,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz