Вестник Мурмана. 1923, № 38 (22 сент.).

8 В Е С Т Н И К М 38. знаны заслуживающими должного внимания, где будет существовать необходимость, диктуемая экономикой. Осушка травяных и моховых болот, культура па них, освежение почв, перепашка задичалых сенокосов в до- липах рек, по берегам многочисленных озер и другие коренные улучшепия,—все это связано с интересами дороги, как транспортно-коммерческого предприятия, с интересами колонизационного населения. Учесть и обследовать кормовой запас, его ценность и пригодность для нужд самой дороги, как потребителя фуража, для покрытия запросов колонизационного населения, а также для возможной и должной заготовки сена для нужд военного ведомства, для которого Мурманская жел. дор. явится крупным контрагентом, значит в итоге зна­ чительно развить грузооборот. Необходимо приступить к обследованию колонизационного фонда, к выделению из него оброчных луговых земель, учету и установлению хозяйственной их ценности, а также и способа исполь­ зования этого лугового хозяйства. При самых простей­ ших на первых порах мелиоративных работах культур- технического направления можно достигнуть возможности организовать крупные сенные заготовки. Близость Петро­ града, на ближайшее время Волхостройки, наличие по­ граничных войск в Карельско-Мурманском крае, постоян­ ный сенной рынок потребления городов этого края,— обеспечивает в целом запрос на крупные сенные поставки. Если положим, что площадь луговых земель была хотя бы взята в 1000 дес., то при среднем урожае после некоторой мелиорации (боронование лугов, срезы­ вание кочек, подсев трав и доли удобрений) 3,2 тонны, что составит 3 .2 0 0 тонн. При этом урожайность трав поднимется со средних 1,2 тонны на разницу в 2 тонны, что дает ежегодную прибавку в фураже 2 .000 тоня. Стоимость такой мелиорации по довоенным цепам со­ ставит 30 — 40 руб. на десятину, возьмем большую цифру. Общая цифра расхода 40 .000 руб. При цене пуда франко-склад 20 коп. будет иметь ценность всего фуража 40 .00 0 руб. Таким образом, затраты на луговую мелиорацию окупятся через 2 Ѵ2 года, если быть погрешимым с про­ центами. Из этого видно, что вопрос о луговой мелиорации не может находиться вне поля зрения колонизатора- экономиста. Луговая мелиорация одинаково необходима и железной дороге и населению. Колонизатору, в лице Правления Мурманской жел. дор., легко справиться с транспортными задачами. Пер­ вый опыт начатой заготовки Агрослужбою 128 тонн сена для нужд дороги, это уже есть шаг вперед по пути к развитию крупных поставок фуража. Вот еще одна из широких перспектив в луговодной мелиорации. При этом луговая мелиорация поведет к установле­ нию прочной молочной и мясной продукции, как для С Ео е го внутреннего потребления, а при более широкой постановке дела и к вывозу на рынкп. В этом вопросе мы обходим молчанием значение животноводства и луговодства в связи с полеводством, учитывая в колонизации направление сел.-хоз., согласно моей статьи „Колонизационные Перспективы" *). ]) В. Мурыана. Колонизационные перспективы, № 31. В России, вообще, площадь под лугами сравнительно мала по отношению к пашне, что задерживает развитие животноводства. Наше зерновое хозяйство как бы за­ мерло в своих формах, не говоря о периоде револю­ ционных колебаний и их причинах. ІІо всей Европей­ ской России па 100 дес. пашни приходилось 60 дес. лугов и пастбпщ, а на надельных землях —38 дес., а в Финляндии на те же 100 дес. пахоты до 220 дес. луга, Англии— 200 дес. Вот почему кормовой вопрос так серьезен в нашей крестьянской стране. Выход из поло­ жения— в осушении сенокосов и обращении болот в луга. С другой стороны—развитие молочного скотоводства едва-ли может быть поколеблено доказательствами от противного. Разрешить кормовой вопрос значит развить чрезвычайно ценную в колонизуемом крае отрасль сель­ ского хозяйства—животноводство. Молочная и мясная продукция будет результатом сел.-хоз. деятельности ко­ лонизационного населения, а может быть и торгово-про­ мышленных центров. Ведь в Америке были же железно­ дорожные компании владельцами стад, т. е. были на ­ стоящими скотоводами. Кооперация на этом пути сможет найти экономи­ чески интересную работу. А развитие этой отрасли сельского хозяйства есть необходимость, так как рабочий кадр нуждается в уси­ ленном мясном и молочном питании по условиям клима­ тического жительства на Севере. В этом отпошенип мелиоративная политика Правления дороги должна будет пойти в равнении по линии работы с Карнаркомземом и Мургубземотделом. Взаимным согласованием и широ­ ким общим планом необходимо охватить с разных сто­ рон колонизируемый Край, чтобы создать почву для благоприятного развития луговодства и животноводства. На этом пути согласованная работа Колонизационной Комиссии прн Севзапэкосо будет иметь большое значе­ ние для успеха дела. Если железнодорожнику нужна корова для собствен­ ных потребностей, когда он по условиям своей деятель­ ности связан с дорогой, то для остального населения Карельско-Мурманского Края существует более глубокая потребность, когда колонист будет одновременно и рабо­ чим п сельским хозяином. Правда, здесь сельское хо­ зяйство в отдельных районах будет строиться по раз­ ному в зависимости от экономических соотношений производительных сил. В одном сельское хозяйство будет иметь общий признак— это в необходимости при осед­ лости иметь свой скот. Мелиоративная помощь. Организация мелиоративного фонда (депежпый и натуральный) должна быть предназначена для произ­ водства выдач возвратных и безвозвратных ссуд. Этот вид помощи по устроению колонизационного населения, развитию экономической жизни имеет существенное значение. Мелиоративный кредит и паевое участие колониста в сельско-хозяйственной кооперации это— путь к упрочению его хозяйственной мощи. Выдача ссуд должна быть регламентирована особым положением льготных условий, определяющих право, порядок, назначение и размер ссуды. Назначение ссуд на устройство жилья, на сельско­ хозяйственное обзаведение, на корчевку, на осушку и пр*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz