Вестник Мурмана. 1923, № 38 (22 сент.).
8 В Е С Т Н И К М 38. знаны заслуживающими должного внимания, где будет существовать необходимость, диктуемая экономикой. Осушка травяных и моховых болот, культура па них, освежение почв, перепашка задичалых сенокосов в до- липах рек, по берегам многочисленных озер и другие коренные улучшепия,—все это связано с интересами дороги, как транспортно-коммерческого предприятия, с интересами колонизационного населения. Учесть и обследовать кормовой запас, его ценность и пригодность для нужд самой дороги, как потребителя фуража, для покрытия запросов колонизационного населения, а также для возможной и должной заготовки сена для нужд военного ведомства, для которого Мурманская жел. дор. явится крупным контрагентом, значит в итоге зна чительно развить грузооборот. Необходимо приступить к обследованию колонизационного фонда, к выделению из него оброчных луговых земель, учету и установлению хозяйственной их ценности, а также и способа исполь зования этого лугового хозяйства. При самых простей ших на первых порах мелиоративных работах культур- технического направления можно достигнуть возможности организовать крупные сенные заготовки. Близость Петро града, на ближайшее время Волхостройки, наличие по граничных войск в Карельско-Мурманском крае, постоян ный сенной рынок потребления городов этого края,— обеспечивает в целом запрос на крупные сенные поставки. Если положим, что площадь луговых земель была хотя бы взята в 1000 дес., то при среднем урожае после некоторой мелиорации (боронование лугов, срезы вание кочек, подсев трав и доли удобрений) 3,2 тонны, что составит 3 .2 0 0 тонн. При этом урожайность трав поднимется со средних 1,2 тонны на разницу в 2 тонны, что дает ежегодную прибавку в фураже 2 .000 тоня. Стоимость такой мелиорации по довоенным цепам со ставит 30 — 40 руб. на десятину, возьмем большую цифру. Общая цифра расхода 40 .000 руб. При цене пуда франко-склад 20 коп. будет иметь ценность всего фуража 40 .00 0 руб. Таким образом, затраты на луговую мелиорацию окупятся через 2 Ѵ2 года, если быть погрешимым с про центами. Из этого видно, что вопрос о луговой мелиорации не может находиться вне поля зрения колонизатора- экономиста. Луговая мелиорация одинаково необходима и железной дороге и населению. Колонизатору, в лице Правления Мурманской жел. дор., легко справиться с транспортными задачами. Пер вый опыт начатой заготовки Агрослужбою 128 тонн сена для нужд дороги, это уже есть шаг вперед по пути к развитию крупных поставок фуража. Вот еще одна из широких перспектив в луговодной мелиорации. При этом луговая мелиорация поведет к установле нию прочной молочной и мясной продукции, как для С Ео е го внутреннего потребления, а при более широкой постановке дела и к вывозу на рынкп. В этом вопросе мы обходим молчанием значение животноводства и луговодства в связи с полеводством, учитывая в колонизации направление сел.-хоз., согласно моей статьи „Колонизационные Перспективы" *). ]) В. Мурыана. Колонизационные перспективы, № 31. В России, вообще, площадь под лугами сравнительно мала по отношению к пашне, что задерживает развитие животноводства. Наше зерновое хозяйство как бы за мерло в своих формах, не говоря о периоде револю ционных колебаний и их причинах. ІІо всей Европей ской России па 100 дес. пашни приходилось 60 дес. лугов и пастбпщ, а на надельных землях —38 дес., а в Финляндии на те же 100 дес. пахоты до 220 дес. луга, Англии— 200 дес. Вот почему кормовой вопрос так серьезен в нашей крестьянской стране. Выход из поло жения— в осушении сенокосов и обращении болот в луга. С другой стороны—развитие молочного скотоводства едва-ли может быть поколеблено доказательствами от противного. Разрешить кормовой вопрос значит развить чрезвычайно ценную в колонизуемом крае отрасль сель ского хозяйства—животноводство. Молочная и мясная продукция будет результатом сел.-хоз. деятельности ко лонизационного населения, а может быть и торгово-про мышленных центров. Ведь в Америке были же железно дорожные компании владельцами стад, т. е. были на стоящими скотоводами. Кооперация на этом пути сможет найти экономи чески интересную работу. А развитие этой отрасли сельского хозяйства есть необходимость, так как рабочий кадр нуждается в уси ленном мясном и молочном питании по условиям клима тического жительства на Севере. В этом отпошенип мелиоративная политика Правления дороги должна будет пойти в равнении по линии работы с Карнаркомземом и Мургубземотделом. Взаимным согласованием и широ ким общим планом необходимо охватить с разных сто рон колонизируемый Край, чтобы создать почву для благоприятного развития луговодства и животноводства. На этом пути согласованная работа Колонизационной Комиссии прн Севзапэкосо будет иметь большое значе ние для успеха дела. Если железнодорожнику нужна корова для собствен ных потребностей, когда он по условиям своей деятель ности связан с дорогой, то для остального населения Карельско-Мурманского Края существует более глубокая потребность, когда колонист будет одновременно и рабо чим п сельским хозяином. Правда, здесь сельское хо зяйство в отдельных районах будет строиться по раз ному в зависимости от экономических соотношений производительных сил. В одном сельское хозяйство будет иметь общий признак— это в необходимости при осед лости иметь свой скот. Мелиоративная помощь. Организация мелиоративного фонда (депежпый и натуральный) должна быть предназначена для произ водства выдач возвратных и безвозвратных ссуд. Этот вид помощи по устроению колонизационного населения, развитию экономической жизни имеет существенное значение. Мелиоративный кредит и паевое участие колониста в сельско-хозяйственной кооперации это— путь к упрочению его хозяйственной мощи. Выдача ссуд должна быть регламентирована особым положением льготных условий, определяющих право, порядок, назначение и размер ссуды. Назначение ссуд на устройство жилья, на сельско хозяйственное обзаведение, на корчевку, на осушку и пр*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz