Вестник Мурмана. 1923, 37 (15 сент.).

№ 37. М У Р М А Н А. 7 воды или технических ошибок, а только потому, что владельцы их разорились па судебные тяжбы по устано­ влению прав па воду, не достигая ни какого резуль­ тата Таковы „борозды" американского капитала в борьбе за сохранение спекулятивного права па предпринима­ тельский барыш, когда интересы фермера, как тру­ женика, остаются на втором плане. Вот почему советская колонизация не будет погре- шимою в социальном отношении, потому что во главе ее стоят представители трудящихся, потому, что ка ­ питал, хотя и малый, по оп в руках рулевого с флагом СССР. Будем жить надеждами некрасовского бурлака, что „наш утлый челн“ благополучно пойдет под колониза­ ционным парусом и переживет трудную пору—-„начала*1, пока челн не окрепнет и не увидит соседнего берега— далекого Мурмана. Но завтра близко, ближе— чем можно видеть в колонизационных перспективах. Н . Шерстобоев. »9- колонизаций и транепортный совхоз. Сельское хозяйство. Направление и план работ совхозов Мурманской ж.-д. коренным образом перестраиваются в связи с новыми обширными заданиями в области колонизации Олонецко- Мурманского края. Железная дорога становится основ­ ной осью, по которой должна протекать колонизация края и одновременно развитие производительных сил его. Колоссальные естественные богатства севера—леса, недра земные, сенокосные угодья и т. д. находятся пока в потенциальном состоянии; труд и капитал пе сочета­ лись должным образом с этими богатствами, и в резуль­ тате не дали развитого сельского хозяйства и обрабаты­ вающей промышленности. В дальнейшем предстоит развить эти производительные силы края, оживить его и втянуть в экономический круговорот общегосудар­ ственной системы хозяйства. В этой системе сложных государственных меро­ приятий далеко пе последняя роль выпадает и на сельско-хозяйственную промышленность. Всякое хозяй­ ство в основе своей должно базироваться на сельско­ хозяйственной промышленности. Трудпо себе представить какое-либо хозяйство, которое пе опиралось бы на те или иные элементы сельско-хозяйствепного производства Возьмем ли мы крупное лесное хозяйство или исполь­ зование недр земных, обязательно столкнемся с необхо­ димостью организации сельско-хозяйственных меро­ приятий,— потребуются в значительных размерах лошади, фураж для них, продовольствие и т. д. Все эти потреб­ ности в значительной степени могут быть удовлетворены через организацию сельско-хозяйственного производства. Продовольствие, конечно, может быть доставлено и из других районов, но фураж при наличии великолепных сенокосных угодий может быть добыт только на месте. Колонизация Севера с целью планомерной эксплоа- тации недр земных, лесных и рыбных богатств логиче­ ски связывается с организацией в широком масштабе и сельского хозяйства. Естественные условия края в этом отношении дают большие возможности. Великолепные заливные и сухо­ дольные сенокосы, хорошие пастбищные условия позволят широко развить животноводство с целью получения молочной продукции. В соседних районах при тех же климатических условиях и при наличии железнодорож­ ного путп молочное хозяйство в довоенное время разви­ лось до колоссальных размеров. Так, например, Фин­ ляндия и прилегающие к железной дороге районы Вологодской губ. сумели поднять молочное хозяйство на значительную высоту. И районы Мурманской жел. дор. должны пойти но этому же пути развития сельского хозяйства, в этом нет никакого сомнения, необходимо лишь форсировать это развитие мерами государственной организованной помощи ему. По мере того, как Олонецко-Мурманский край будет колонизоваться, будет развиваться и сельское хозяйство и в частности маслоделие. Будущее сельского хозяйства этого края лежит в животноводстве. Вот тот исходный момент, который должен направлять всю практическую деятельность агрономических организаций Мурман­ ской жел. дор. Назначение Совхозов. Каково же будет назначение совхозов в сложной системе государственных мероприятий по заселению края? Как они должны быть реорганизованы и какие задачи им должны быть поставлены? Совхозы Мурманской жел. дор. в связи с колони­ зацией должны стать агробазами, племенными и во­ обще хозяйствами, которые занялись бы акклимати­ зацией подходящих пород скота, полевых и ого­ родных культур и т. д. Вот каким должно быть истинное назначение совхозов дороги. В противном случае их лучше закрыть, ликвидировать или пере­ дать в ведение местных земельных органов. В усло­ виях Мурманской жел. дор. мы иначе себе и пе мыслим значения совхозов, как агрикультурных баз. Эти новые задачи совхозов диктуются теми основными положееиями, что дорога берет на себя почин колонизовать Олонецко- Мурманский край. Ранее нами было установлено, что основным сельско­ хозяйственным промыслом будущих колонизаторов будет являться животноводство п тесно связанное с ним луго­ водство; полеводство в огородничество будут играть уже второстепенное значение, но тем не менее и эти отрасли хозяйства должны заслуживать самого внимательного к себе отношения. В чем нуждается колонист? Чего потребуют пионеры колонизаторы Олонецко- Мурманского края, когда они будут основывать свое сельско-хозяйственное предприятие? Лошадей, коров.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz