Вестник Мурмана. 1923, 37 (15 сент.).
ВЕСТНИК Кодонизадионное законодатедьетво Лмерики'). і. Отводы земель ж.-д. Широкая практика отводов земель железнодорожным компаниям ни где не имела такого масштаба, как в С- III. 0. А. Упрощенная съемка государственных земель была основана па системе квадратов со сторонами в 9 клм., которые делились на 86 „секций" с площа дью каждой в 286 ,8 дес. Отводу подлежали в одних случаях нечетные „секции", прилегающие к ж.-д. линии, в других, под отчуждением была 3 0 -километровая полоса с каждой стороны от полотна дороги. Прп таком наделении землями 3 крупных транскон тинентальных железнодорожных компании сосредоточили в своих руках до 37 миллионов десятин. Эти компании па отводимых землях создали спекулятивное право диктовать свою волю даже целым штатам. II, Навстречу поселенцу. Американское правительство в 1841 году прину ждено было издать закон на право непосредственной продажи по 7 руб. с десятины при условии проживания на земле не менее 6 мес. каждого поселянина. Этот закон позволил многим переселенцам устроиться на новых местах. Но и здесь „американские дядюшки" нашли обход закона посылкой за свой счет фиктивных поселенцев, передавших позднее земли тем же железно дорожным компаниям. Следующий законодательный акт 1862 г. под на званием „закон о семейных наделах" дозволяет каж- [) Материал статьи заимствован из книги Инж.-агрон. Скор- някова—„Орошение и колонизация Америки". 1911 г. Чупинекий колонизационный район. Местность к северу от ст. Энгозеро и до Полярного Круга не имеет определенного экономического центра, к которому явно направлялось бы тяготение всего этого района. Недавно таким центром можно было считать ста ринное, большое, оживленное в торговом и промышленном отношении, с. Кереть (в гб килом, от ст. Чупа); в нем іоо дворов с 700 чел. населения; около села большой лесопильный завод с тремя рамами й 200 рабочих; в селе, кроме рыбопромышленников, много было кустарей, выделы вавших тару для рыбы, особенно сельдяные бочки. Но с проведением железной дороги это село осталось в стороне от удобных путей сообщения, и тяготение населения стало двоиться между двумя пунктами— ст. Лоухи и разъезд Чупа. Станцию же Кереть, расположенную в 20-25 килом, от села того ж е наименования, пришлось даже закрыть за отсутствием к ней тяготения. Ст. Лоухи расположена в болотистой, покрытой смешан ным лесом, равнине; местность около самой станции пустын ная. Тяготение к станции объясняется историческими обстоятельствами. В окрестностях Лоухского озера, распо ложенного в 6 килом, от станции, имеется до ю месторо ждений слюды. Около ІІарфеевской губы находятся знаме нитые в старину „керетские" слюдяные ломки, расположен ные вокруг Слюдозера, отстоящего от Лоухского озера всего на 3 килом. Здесь в старину добывалась слюда для вы воза за границу. Эго обстоятельство привлекло сюда неко торую часть населения из Западных частей Карелии, со здало сюда проторенную зимнюю тропу, а отсюда— к берегу -моря на Кереть. домѵ совершеннолетнему (21 г.) гражданину Америки занимать из числа государственных земель участок не более 60 десятин при условии жительства на нем до 5 лет. Для отдельных категорий переселенцев, в частно сти военнообязанных, устанавливается ряд льгот, как-то зачет военной службы в пятилетку. Такой закон был сти мулом к широкой колонизации в Соед. Шт. Так был заселен, между прочим, штат Дакота, известный среди мелиораторов по широкой постановке оросительного дела. Но и здесь снова дельцами американского капи тала был найден обход одной статьи, разрешающей досрочную уплату за землю. Эта статья сокращала пятилетку до 14 мес. обязательного проживания на участке, что было возможно сделать по средствам бога тому фермеру. Только через 45 лет эта статья закона, невыгодная бедному земледельцу, была отменена поста новлением Конгресса. Этот акт известен в Америке под названием „ гоіуістэд “ в смысле неотчуждаемости участков за долги, произ веденные до приобретения участков в собственность. Более широкое понятие „гомстэд" обнимает в Америке вообще неотчуждаемость участков по законам отдельных Штатов. III. Скотовод сильнее фермера. Далее „закон о пустынных зем л я х “ 1877 года предоставляет каждому гражданину С. Ш. право на получение в собственность участка до 240 десятин при условии орошения в 3-х летний срок, приведения с культурный вид и уплаты примерно 6 руб. за каждую отведенную десятину. Требования обязательного прожи- Почему прйстаныо служила Кереть, а не губа Чупа, остающаяся до последнего времени незаселенной, если не считать чисто железно-дорожной колонизации и трех четырех вольных поселенцев,— сказать трудно. Чупа ближе расположена к месту добычи, чем морская пристань в с. Ке- рети, но водяные пути с перерывами ведут и к Керети. Здесь сыграло большую роль наличие в устье реки Керети большого рыбачьего поселка того же наименования, обра зовавшегося, по крайней мере, на столетие раньше начало разработки здесь слюды, если бы мы отнесли это начала даже не к X V I I , а к X V I веку. Узкая губа Чупа, очевидно, по многим условиям, между прочим, и в виду отсутствия впадающей в нее многоводной реки не привлекала к себе больших косяков рыбы, и потому не привлекла своевре менно, когда заселялось побережье, и населения. В Керети же горнопромышленники нашли место, где можно было обосноваться и найти рабочую силу в свободное от рыб ного промысла время; сюда перевозилась и отсюда напра влялась морем добытая в Лоухском районе слюда. Когда разработка слюды прекратилась, население продолжало передвигаться к берегу залива для товарообмена привыч ною тропою к Лоухскому озеру, а затем на К ереть. С проведением железной дороги двигаться дальше от ст. Лоухи на Кереть было уже не за чем, так как на ли нии дороги появились кооперативные и другие торговые заведения, в которых можно было сбыть свои товары и приобрести все необходимое. К станции в настоящее время тяготеют поселки—Лоухи—9 кил., Парфеево—9 кил., Пингосалма— 33 кил., Лохи-Варака— 55 кил., Лохи-Губа— 6 о кил. Однако, нужно заметить, что эта историческая тропа к Лоухам скоро направится к ст. Чупа. Правда,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz