Вестник Мурмана. 1923, 37 (15 сент.).

ВЕСТНИК Кодонизадионное законодатедьетво Лмерики'). і. Отводы земель ж.-д. Широкая практика отводов земель железнодорожным компаниям ни где не имела такого масштаба, как в С- III. 0. А. Упрощенная съемка государственных земель была основана па системе квадратов со сторонами в 9 клм., которые делились на 86 „секций" с площа­ дью каждой в 286 ,8 дес. Отводу подлежали в одних случаях нечетные „секции", прилегающие к ж.-д. линии, в других, под отчуждением была 3 0 -километровая полоса с каждой стороны от полотна дороги. Прп таком наделении землями 3 крупных транскон­ тинентальных железнодорожных компании сосредоточили в своих руках до 37 миллионов десятин. Эти компании па отводимых землях создали спекулятивное право диктовать свою волю даже целым штатам. II, Навстречу поселенцу. Американское правительство в 1841 году прину­ ждено было издать закон на право непосредственной продажи по 7 руб. с десятины при условии проживания на земле не менее 6 мес. каждого поселянина. Этот закон позволил многим переселенцам устроиться на новых местах. Но и здесь „американские дядюшки" нашли обход закона посылкой за свой счет фиктивных поселенцев, передавших позднее земли тем же железно­ дорожным компаниям. Следующий законодательный акт 1862 г. под на ­ званием „закон о семейных наделах" дозволяет каж- [) Материал статьи заимствован из книги Инж.-агрон. Скор- някова—„Орошение и колонизация Америки". 1911 г. Чупинекий колонизационный район. Местность к северу от ст. Энгозеро и до Полярного Круга не имеет определенного экономического центра, к которому явно направлялось бы тяготение всего этого района. Недавно таким центром можно было считать ста­ ринное, большое, оживленное в торговом и промышленном отношении, с. Кереть (в гб килом, от ст. Чупа); в нем іоо дворов с 700 чел. населения; около села большой лесопильный завод с тремя рамами й 200 рабочих; в селе, кроме рыбопромышленников, много было кустарей, выделы­ вавших тару для рыбы, особенно сельдяные бочки. Но с проведением железной дороги это село осталось в стороне от удобных путей сообщения, и тяготение населения стало двоиться между двумя пунктами— ст. Лоухи и разъезд Чупа. Станцию же Кереть, расположенную в 20-25 килом, от села того ж е наименования, пришлось даже закрыть за отсутствием к ней тяготения. Ст. Лоухи расположена в болотистой, покрытой смешан­ ным лесом, равнине; местность около самой станции пустын­ ная. Тяготение к станции объясняется историческими обстоятельствами. В окрестностях Лоухского озера, распо­ ложенного в 6 килом, от станции, имеется до ю месторо­ ждений слюды. Около ІІарфеевской губы находятся знаме­ нитые в старину „керетские" слюдяные ломки, расположен­ ные вокруг Слюдозера, отстоящего от Лоухского озера всего на 3 килом. Здесь в старину добывалась слюда для вы­ воза за границу. Эго обстоятельство привлекло сюда неко­ торую часть населения из Западных частей Карелии, со­ здало сюда проторенную зимнюю тропу, а отсюда— к берегу -моря на Кереть. домѵ совершеннолетнему (21 г.) гражданину Америки занимать из числа государственных земель участок не более 60 десятин при условии жительства на нем до 5 лет. Для отдельных категорий переселенцев, в частно­ сти военнообязанных, устанавливается ряд льгот, как-то зачет военной службы в пятилетку. Такой закон был сти­ мулом к широкой колонизации в Соед. Шт. Так был заселен, между прочим, штат Дакота, известный среди мелиораторов по широкой постановке оросительного дела. Но и здесь снова дельцами американского капи­ тала был найден обход одной статьи, разрешающей досрочную уплату за землю. Эта статья сокращала пятилетку до 14 мес. обязательного проживания на участке, что было возможно сделать по средствам бога­ тому фермеру. Только через 45 лет эта статья закона, невыгодная бедному земледельцу, была отменена поста­ новлением Конгресса. Этот акт известен в Америке под названием „ гоіуістэд “ в смысле неотчуждаемости участков за долги, произ­ веденные до приобретения участков в собственность. Более широкое понятие „гомстэд" обнимает в Америке вообще неотчуждаемость участков по законам отдельных Штатов. III. Скотовод сильнее фермера. Далее „закон о пустынных зем л я х “ 1877 года предоставляет каждому гражданину С. Ш. право на получение в собственность участка до 240 десятин при условии орошения в 3-х летний срок, приведения с культурный вид и уплаты примерно 6 руб. за каждую отведенную десятину. Требования обязательного прожи- Почему прйстаныо служила Кереть, а не губа Чупа, остающаяся до последнего времени незаселенной, если не считать чисто железно-дорожной колонизации и трех­ четырех вольных поселенцев,— сказать трудно. Чупа ближе расположена к месту добычи, чем морская пристань в с. Ке- рети, но водяные пути с перерывами ведут и к Керети. Здесь сыграло большую роль наличие в устье реки Керети большого рыбачьего поселка того же наименования, обра­ зовавшегося, по крайней мере, на столетие раньше начало разработки здесь слюды, если бы мы отнесли это начала даже не к X V I I , а к X V I веку. Узкая губа Чупа, очевидно, по многим условиям, между прочим, и в виду отсутствия впадающей в нее многоводной реки не привлекала к себе больших косяков рыбы, и потому не привлекла своевре­ менно, когда заселялось побережье, и населения. В Керети же горнопромышленники нашли место, где можно было обосноваться и найти рабочую силу в свободное от рыб­ ного промысла время; сюда перевозилась и отсюда напра­ влялась морем добытая в Лоухском районе слюда. Когда разработка слюды прекратилась, население продолжало передвигаться к берегу залива для товарообмена привыч­ ною тропою к Лоухскому озеру, а затем на К ереть. С проведением железной дороги двигаться дальше от ст. Лоухи на Кереть было уже не за чем, так как на ли­ нии дороги появились кооперативные и другие торговые заведения, в которых можно было сбыть свои товары и приобрести все необходимое. К станции в настоящее время тяготеют поселки—Лоухи—9 кил., Парфеево—9 кил., Пингосалма— 33 кил., Лохи-Варака— 55 кил., Лохи-Губа— 6 о кил. Однако, нужно заметить, что эта историческая тропа к Лоухам скоро направится к ст. Чупа. Правда,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz