Вестник Мурмана. 1923, 37 (15 сент.).

№ 37. М У Р М А Н А. 3 предполагать, что поселенческая емкость района позво­ лит заселить его гораздо интенсивнее, чем соответствую­ щие области Норвегии, Швеции и Финляндии. А чем больше будет соответствовать количество населения на­ личию местных естественно-производительных сил, тем активнее будет идти эксплоатация их, и использование естественно-производственных возможностей и, следова­ тельно, тем шире разовьется хозяйственная жизнь края. Здесь мы позволим себе еще раз напомнить о тех трудностях, которые стоят па пути колонизации Мур- манско-Беломорско-Ояежского края, о тех препятствиях, которые будут возникать, по мере углубления в колони­ зационную работу, быть может гораздо чаще, чем сейчас можно предполагать. И все же, если говорить о их преодолении, то Мурм. ж. д. преодолеть их гораздо легче, чем кому либо другому. Мурманская ж. д. есть реальность; ею в центре и на местах планомерно соз­ дан ряд административно-хозяйственных учреждений, правда, призванных обслуживать железнодорожное дело как таковое. Но эти органы дороги— уже „протоптан- ные“ тропы, и использовать их в той или иной степени гораздо легче и экономичнее чем создавать новые пути. В то же время Мурм. ж д. является наиболее видной хозяйственной артерией края и роль ее, в этом отно­ шении, неоспорима и очевидна. Остается вопрос о наиболее плодотворных методах колонизации и интенсивности ея, но это уже вопросы технические, которые найдут свое разрешение в совме­ стной деятельности Мурм. ж. д. с Колонизационным Институтом п Сев. колонизационной экспедицией. i t . Хризус. Сиычка жедезнодорожника е каредом. Начатые в текущем полевом периоде первые земле­ отводные работы, в порядке постановления СТО от 25 мая о колонизации Карельско-Мурманского края, несмотря на краткость срока и неблагоприятные клима­ тические условия, развиваются вполне успешно. Межевые работы по образованию переселенческих участков закончены уже в районе ст.ст. Медвежья-гора Чупа, Лоухи; сейчас работы идут у ст. Сегежа и на днях охватят район ст.ст . Надвойцы и Зашеек. К концу полевого периода дорога будет иметь уже небольшой колонизационный фопд, подготовленный для заселения и образования первых переселенческих по­ селков. Выдвигается таким образом новая задача— подбор первых колонистов, распределение между ними земель­ ных полей и хозяйственная помощь в деле устройства их на новом месте. В этой стадии работ и должна произойти смычка железнодорожника с карелом, чтобы общими усилиями вступить в борьбу с суровой природой. Ошибки прошлого, когда устроение новых поселен­ цев нередко сопровождалось земельным утеснением местного населения, хорошо известны Правлению дороги и им учтены. Колонизация отведенной дороге территории должна итти и будет птти рука об руку с землеустройством местного населения и порукой тому та согласованная работа и тесная связь, которая установилась между земельными органами Карельской Республики и земле­ отводными партиями Колонизационного Отдела дороги с первых же дней работы партий. Для Правлепия дороги, принявшего на себя обяза­ тельство проведения колонизационных мероприятий, оди­ наково дороги и важны интересы и местного населения, которое пожелает получить земельный надел в районе дороги и железнодорожников, решивших прочно обосно­ ваться и, наконец, всякого нового колониста, который в поисках лучшей жизни вложит свой труд и свою энер­ гию в дело развития края. Мурманская жел. дор. первая из русских дорог вступила на путь пионерной колонизационной деятель­ ности и естественно, конечно, что путь этот не может быть однобоким. Важно создать возможно больше проч­ ных устойчивых хозяйств и в этом отпопіении посиль­ ная помощь будет оказываться всем, кто имеет действи­ тельное желание прочно осесть и обзавестись своим хо­ зяйством, впе всякой зависимости от его происхо­ ждения. Необходимо отметить, что проведение дороги внесло большие изменения в жизнь местного населения, дорога притягивает к себе часть безземельного населения, кото­ рое в поисках заработка оставляет свои деревни и пере­ селяется в район дороги. Конечно,такое население не может оставаться забытым— утратив связь с прежним своим жительством, оно найдет новую оседлость в обра­ зуемых вдоль линии переселенческих участках. Эту точку зрения Правление твердо п неуклонно проводит в жизнь. Работающим на линии землеотводным партиям пред­ писано при распределении заготовляемых земельпых участков, предоставлять таковые на одинаковых усло­ виях как ягелезнодорожиикам, так и местному населе­ нию и образовывать таким путем смешанные поселения железнодорожников и карел. Этот принцип проводится уже на практике и в районе, например, ст. Лоухи и др. значительное число карел согласно их желанию получает земельное устрой­ ство. Такой спайке карел и железнодорожников Правле­ ние придает крайне важное значение. Железнодорожник внесет в общее дело свою технику, карел свое зпапие местных условий, выработанные практикой павыки и подходы к освоению земли и такое единение послужат залогом успеха и прочности образуемых поселений. Одним из очередных вопросов поэтому и является выявление того кадра местного безземельного и мало­ земельного населения, которое может быть устроено на переселенческих участках, что значительно облегчит последующую задачу сплошного землеустройства. А. Черноіубов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz