Вестник Мурмана. 1923, № 36 (8 сент.).

№ 36. М У Р м А Н А, с большой выгодой могло бы вестись ягодное садовод­ ство, кроме смородины и хороших сортов малины. Здесь вызревает, как показывают опыты некоторых горожан в Кеми, и садовая земляника, которая как редкость на севере легко сбывалась бы но линии жел. дороги. Из кустарных промыслов больше данных для разви­ тия, кроме заготовки бочек и корзин для отправки рыбы, па каковые поделки везде по линии будет боль­ шой спрос, еще сухой перегонки дерева, так как сырого материала для этого производства здесь очень много. Там, где к линии примыкают или будут примыкать разработки слюды и полевого шпата, само собою разу­ меется, часть поселенцев найдет хороший заработок на горных промыслах. Работы на линии железной дороги, сбор грибов и ягод, промышленные предприятия по консервированию, засолу и копчению рыбы, работа на лесопильных заводах и бумажных фабриках, развития которых здесь можно ждать, одинаково могут составить предмет заработка, как для поселенца прибрежной, так и внутренней сторопы Кемского колонизационного рай­ она. В общем, близость рыбных богатств обещает в Кемском районе поселенцу больше выгод, чем даже в более южных районах. Ф. Белявский . К учету неходовых на дороге материадов и выеыдке их в Петроград *). ІІо линии сделано распоряжение о высылке в Пе­ троград всего запаса неходовых на дороге материалов, разбросанных в настоящее время по разным линейным складам. Вызвано оно намерением Правления реализо­ вать ненужное ему имущество путем распродажи его железным дорогам и государственным или частным предприятиям. Принимая такое решение^ Правление также учло и то обстоятельство, что ценность храни­ мых материалов постепенно падает, так как время и нередко плохие условия хранения неблагоприятно отра­ жаются на них и материалы из новых и годных для дела превращаются в брак и лом. Мероприятие, несомненно, целесообразное и вполне своевременное. Но будет ли собрано на линии все, что, не имея никакой или в лучшем случае имея ничтож­ ную ценность там на местах, может превратиться здесь в Петрограде в товар, на который имеется спрос? Ведь распоряжение сделано официальным порядком определенным органам и лицам, которые его, без со­ мнения, исполнят. Но исполнят с обычной не превосхо­ дящей нормальный уровень добросовестностью, не оста­ навливая на этом распоряжении своего внимания более, чем на любом другом предписании. Формально задание будет выполнено, как тысячи других заданий. В Петроград прибудут более или ме­ нее значительные партии материалов, заметных по своему назначению, бросающихся в глаза по количеству, учтен­ ных по книгам и ведомостям. А между тем, кому не известно, что по всем ли­ ниям нашей сети разбросано колоссальное количество самого разнообразного имущества, сплошь и рядом ни­ где не зарегистрированного, ненужного дорогам и без­ вестно гибнущего. Неоднократно производившиеся переписи этого иму­ щества цели не достигают: наличие никогда не соот­ ветствует описям. Как бы тщательно и подробно их ни составлять, масса предметов, как известно по опыту, не находит себе в них места. Думается, что успешное и полное проведение в жизнь намеченного мероприятия может быть достигнуто не одними лишь распоряжениями, а скорее пробужде­ нием в работающих на линии товарищах интереса к поставленной Правлением задаче. Мы глубоко убеждены, что многие из наших линей­ ных товарищей охотно откликнулись бы на призыв *) В дискуссионном порядке. Правления помочь ему в этом деле. Поддержанный партийными и профессиональными органами громкий и повсеместный на линии призыв выявить ненужные сей­ час материалы, разные изделия и инструменты, всеми забытые, разбросанные вдоль пути, при станциях и депо, в складах и мастерских, не может не дать ре­ зультатов. Тяга к самодеятельности и инициативе—неуми­ рающие спутники масс. Мы приготовлены к тому, что скептики отнесутся с недоверием к предлагаемой мере: станет ли рядовой железнодорожник, перегруженный своей работой, мате­ риально не обеспеченный, целиком ушедший в свои личные дела и заботы, станет ли он проявлять само­ деятельность, инициативу и подлинный интерес к какому- то прямо его некасающемуся делу. И тем не менее мы убеждены в реальности и жизненности предлагаемой меры, в особенности, если казенное будничное дело соединить с каким, либо ярким общественным начина­ нием, если создать настроение и подъем. Свяжите сбор разных неходовых и излишних мате­ риалов с очередным лозунгом дня— с призывом жер­ твовать на воздушный флот. Объявите „педелю% „месяц” сбора по линиям дороги всего неиспользованного, бро­ шенного за ненадобностью, просто забытого имущества, будь то остатки от заготовок на постройку линии, изно­ шенные части, устаревшие приборы, просто лом и мно­ гое другое, не поддающееся сейчас перечислению. Зару­ читесь согласием Правления обратить в фонд постройки аэроплана имени Мурманской ж. д. половину, треть или какую-либо иную долю выручки от продажи этого имущества, формально неведомого никому и обнаружен­ ного инициативой местной рабочей массы, и вы убе­ дитесь, что масса отзывчива и не абсолютно инертна. И задачи— одна, поставленная Правление! в отноше­ нии сбора и ликвидации ненужных материалов, и вто­ рая, стимулируемая общественным самосознанием необ­ ходимости вложить и свою лепту в дело создания мощ­ ного воздушного флота,— объединятся и разрешение их будет достигнуто быстрее. Канцелярское, внешне-обыденное распоряжение, вы- ростет, поднимется на уровень общественного дела и ненужный дороге, загромождающий лишь место материал, в большинстве случаев, может быть, просто лом, через некоторое время превратится в товар, имеющий повсе­ дневный спрос на техническом рынке. О. Хризш,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz