Вестник Мурмана. 1923, № 36 (8 сент.).
14 ВЕСТНИК № 3 6 . пяты похождениями Леммннкейнена в Похволе и встре чающийся в них эпизод о печальной судьбе богатыря Куллерво, соблазнившего, по неведению, сестру и по кончившего вместе с ней самоубийством, принадлежит, по общему мнению, по глубине чувства к лучшим ча стям всей поэмы. Следующие рупы подробно рассказывают о добыва нии из Похволы тремя финскими героями сокровища Сампо, об изготовлении Вейнемейпепом „кантеле “— род гуслей, игрой на которых он очаровывает всю природу и усыпляет жителей Похволы, о преследовании кол дуньей—хозяйкой севера героев, увозивших Сампо, и о падении последнего в море. Затем, рассказывается о благодеяниях, оказанных Вейнемейнепом родной стране при помощи осколков Сампо, о борьбе его с разными бедствиями и чудовищами, посланными на Карелию хо зяйкой севера, о его божественной игре па сделанной им повой „кантеле" вместо утонувшей, а также о воз вращении им солнца и луны, отнятых и скрытых хо зяйкой Похволы. Последняя руна содержит народно- апокрифическую легенду о рождении девой Мариоттой чудесного ребенка (Спаситель), которому суждено превзойти могуществен ного Вейпенейнена, почему тот дает совет убпть ре бенка. Однако, всего двухнедельный ребенок осыпает Вейнемейнена такими упреками в несправедливости, что он, пристыженный, поет в последний раз свою див ную песню и уезжает навсегда нз страны, уступая ме сто младенцу, признанному властителем Карелии, Хотя и трудно указать общую нить, которая связы вала бы разнообразные эпизоды „ Калевали “ в одно художественное целое, все же в ней искусно утилизи ровано все богатство финских песен вводом, на ряду с повествовательными рунами, рун обрядовых, заговорных, семейных, чем „Калевале“ придан капитальный интерес, как • средству для изучения мировоззрения, понятий, быта и поэтического творчества финского народа вообще и карельского, в частности. Характерным для финского эпоса является полное отсутствие исторической основы — похождения богатырей, отличаются чисто сказочным ха рактером. Никаких отголосков столкновений с другими народами в рунах не сохранилось. В „Калевале “ нет государства, народа, общества. Она знает только семью и ее богатыри совершают подвиги не для народа, а для достижения личных целей, как герои былин и чу десных сказок. Типы богатырей находятся в связи с древними языческими воззрениями финнов и совершают подвиги не столько при посредстве физической силы, сколько помощью заговоров, как шаманы. Они могут принимать разпый вид, оборачивать людей в животных, переноситься с места на место, вызывать морозы, ту маны и проч., так что близость их к божествам чув ствуется живо. Замечательно также значение, придавае мое словам песни и звукам музыки. Вещий человек, знающий руны-заговоры, может творить чудеса, а звуки, извлекаемые из „кантеле“ див ным музыкантом Вейнемейнепом, покоряют'ему всю при роду. К художественным достоинствам „Калевали“ отно сится ее простота и яркость изображений, глубокое чувство природы и высокие лирические порывы в изо бражении людской скорби, а также здоровый юмор и удачная характеристика действующих лиц. В настоящем очерке не говорится о ведении хозяй ства карелами, так как на страницах „Вестника Мур- мана“ много статей и заметок о сельском хозяйстве Карелии. Точно также, пожалуй, будет лишним повто ряться и о промыслах. Из последних стоит лишь упо мянуть о жемчужном промысле, который, невидимому, имеет тенденцию возродиться. В некоторых реках Ка релии имеются жемчужные раковшш, но жемчуг в них мелкий и не высокого качества, так называемое „Вур- мицкое зерно". Одпако, бывают и исключения. Так, понодались женчужины, которые в довоенное время оце нивались в 200 руб. за штуку и дороже. Добывают жемчужные раковины просто руками, прицепками и чер паками с плотов. Лежа на плоту, пловец высматривает раковину в отверстие на средине плота и черпаком или сачком, укрепленном на шесте, вытаскивает ее. Среди отхожих промыслов раньше довольно развита была разносная торговли, особенно среди карел Южной Карелии. Большею частью, карелы ходили со своим то варом по Финляндии, хотя их можно было встретить и в Новгородской, Тверской губ., Онеге и Эстляндии. Ч а сто торговля велась на артельных началах. Вглядываясь в будущее, можно с уверенностью ду мать, что обычное большинству инородцев севера выми рание пе грозит карелам, благодаря энергии, трудолю бию и предприимчивости этого народа. Экономическое положение Карелии находится в прямой зависимости от улучшения путей сообщения и осушения болот, приме ром чему может служить соседняя Финляндия, находя щаяся на той же широте н в аналогичных природных условиях. В прежнее время карелы, не имевшие связи с культурными центрами, были совершенно заброшены на произвол судьбы и все же не гибли, даже в неуро жайные годы. Теперь же их положепие должно резко измениться, благодаря Мурманской ж. д. Разовьются промысла, поднимется сельское хозяйство, проложатся шоссейные и грунтовые дороги—-все это поднимет мате риальное благосостояние. А образование и врачебная помощь — уничтожат шаманство и связанные с ним обряды и повлияют на весь уклад жизни, а, следова тельно. и на духовную сторону. Ф. Д. В ПРАВЛЕНИИ. На предпоследнем заседании Правления Мурманской Постановлено просить наведывающего Здравотделом железной дороги под председательством тов. Власова сделать в следующем очередном заседания Правления утвержден финансовый план по Правлению и Управде- доклад о финансовом положении отдела для выяснения нию на август месяц в сумме 162 .193 .698 руб. вопроса о суммах, требуемых для ассигнования дорогой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz