Вестник Мурмана. 1923, № 36 (8 сент.).

14 ВЕСТНИК № 3 6 . пяты похождениями Леммннкейнена в Похволе и встре­ чающийся в них эпизод о печальной судьбе богатыря Куллерво, соблазнившего, по неведению, сестру и по­ кончившего вместе с ней самоубийством, принадлежит, по общему мнению, по глубине чувства к лучшим ча­ стям всей поэмы. Следующие рупы подробно рассказывают о добыва­ нии из Похволы тремя финскими героями сокровища Сампо, об изготовлении Вейнемейпепом „кантеле “— род гуслей, игрой на которых он очаровывает всю природу и усыпляет жителей Похволы, о преследовании кол­ дуньей—хозяйкой севера героев, увозивших Сампо, и о падении последнего в море. Затем, рассказывается о благодеяниях, оказанных Вейнемейнепом родной стране при помощи осколков Сампо, о борьбе его с разными бедствиями и чудовищами, посланными на Карелию хо­ зяйкой севера, о его божественной игре па сделанной им повой „кантеле" вместо утонувшей, а также о воз­ вращении им солнца и луны, отнятых и скрытых хо ­ зяйкой Похволы. Последняя руна содержит народно- апокрифическую легенду о рождении девой Мариоттой чудесного ребенка (Спаситель), которому суждено превзойти могуществен­ ного Вейпенейнена, почему тот дает совет убпть ре­ бенка. Однако, всего двухнедельный ребенок осыпает Вейнемейнена такими упреками в несправедливости, что он, пристыженный, поет в последний раз свою див­ ную песню и уезжает навсегда нз страны, уступая ме­ сто младенцу, признанному властителем Карелии, Хотя и трудно указать общую нить, которая связы­ вала бы разнообразные эпизоды „ Калевали “ в одно художественное целое, все же в ней искусно утилизи­ ровано все богатство финских песен вводом, на ряду с повествовательными рунами, рун обрядовых, заговорных, семейных, чем „Калевале“ придан капитальный интерес, как • средству для изучения мировоззрения, понятий, быта и поэтического творчества финского народа вообще и карельского, в частности. Характерным для финского эпоса является полное отсутствие исторической основы — похождения богатырей, отличаются чисто сказочным ха­ рактером. Никаких отголосков столкновений с другими народами в рунах не сохранилось. В „Калевале “ нет государства, народа, общества. Она знает только семью и ее богатыри совершают подвиги не для народа, а для достижения личных целей, как герои былин и чу­ десных сказок. Типы богатырей находятся в связи с древними языческими воззрениями финнов и совершают подвиги не столько при посредстве физической силы, сколько помощью заговоров, как шаманы. Они могут принимать разпый вид, оборачивать людей в животных, переноситься с места на место, вызывать морозы, ту­ маны и проч., так что близость их к божествам чув­ ствуется живо. Замечательно также значение, придавае­ мое словам песни и звукам музыки. Вещий человек, знающий руны-заговоры, может творить чудеса, а звуки, извлекаемые из „кантеле“ див­ ным музыкантом Вейнемейнепом, покоряют'ему всю при­ роду. К художественным достоинствам „Калевали“ отно­ сится ее простота и яркость изображений, глубокое чувство природы и высокие лирические порывы в изо­ бражении людской скорби, а также здоровый юмор и удачная характеристика действующих лиц. В настоящем очерке не говорится о ведении хозяй­ ства карелами, так как на страницах „Вестника Мур- мана“ много статей и заметок о сельском хозяйстве Карелии. Точно также, пожалуй, будет лишним повто­ ряться и о промыслах. Из последних стоит лишь упо­ мянуть о жемчужном промысле, который, невидимому, имеет тенденцию возродиться. В некоторых реках Ка ­ релии имеются жемчужные раковшш, но жемчуг в них мелкий и не высокого качества, так называемое „Вур- мицкое зерно". Одпако, бывают и исключения. Так, понодались женчужины, которые в довоенное время оце­ нивались в 200 руб. за штуку и дороже. Добывают жемчужные раковины просто руками, прицепками и чер­ паками с плотов. Лежа на плоту, пловец высматривает раковину в отверстие на средине плота и черпаком или сачком, укрепленном на шесте, вытаскивает ее. Среди отхожих промыслов раньше довольно развита была разносная торговли, особенно среди карел Южной Карелии. Большею частью, карелы ходили со своим то­ варом по Финляндии, хотя их можно было встретить и в Новгородской, Тверской губ., Онеге и Эстляндии. Ч а ­ сто торговля велась на артельных началах. Вглядываясь в будущее, можно с уверенностью ду­ мать, что обычное большинству инородцев севера выми­ рание пе грозит карелам, благодаря энергии, трудолю­ бию и предприимчивости этого народа. Экономическое положение Карелии находится в прямой зависимости от улучшения путей сообщения и осушения болот, приме­ ром чему может служить соседняя Финляндия, находя­ щаяся на той же широте н в аналогичных природных условиях. В прежнее время карелы, не имевшие связи с культурными центрами, были совершенно заброшены на произвол судьбы и все же не гибли, даже в неуро­ жайные годы. Теперь же их положепие должно резко измениться, благодаря Мурманской ж. д. Разовьются промысла, поднимется сельское хозяйство, проложатся шоссейные и грунтовые дороги—-все это поднимет мате­ риальное благосостояние. А образование и врачебная помощь — уничтожат шаманство и связанные с ним обряды и повлияют на весь уклад жизни, а, следова­ тельно. и на духовную сторону. Ф. Д. В ПРАВЛЕНИИ. На предпоследнем заседании Правления Мурманской Постановлено просить наведывающего Здравотделом железной дороги под председательством тов. Власова сделать в следующем очередном заседания Правления утвержден финансовый план по Правлению и Управде- доклад о финансовом положении отдела для выяснения нию на август месяц в сумме 162 .193 .698 руб. вопроса о суммах, требуемых для ассигнования дорогой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz